Письма к друзьям

11. Гал.6:7.

12. Имеется в виду захват большевиками московского Кремля после его семидневного артиллерийского обстрела, повлекшего за собой повреждение святынь. Расследование этого преступления, произведенное по постановлению Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-18 гг., резюмировано в книге епископа Нестора Камчатского "Расстрел Московского Кремля (27 октября - 3 ноября 1917 г.)" (М., 1917, 24 с.).

13. Аналогом этих "надзирателей были "комиссары".

14. 1Тим.2:2.

15. Следует отметить, что по отношению к богоборной большевистской власти среди православных христиан широкое распространение имел и другой взгляд, нашедший себе теоретическое выражение в книге И.А. Ильина "О сопротивлении злу силой" (Берлин, 1925), а практическое - в Белом движении.

Письмо восьмое

6 августа 1923 г. Преображение Господне

Дорогие друзья мои!

Всегда было и есть теперь не мало людей, которые, стремясь проникнуть в будущее, пытаются определять точные сроки грядущих событий. И как ни многочисленны были самообманы и разочарования искателей сроков, жажда этого искания продолжает жить во многих человеческих душах, которые ни опытом прошлого, ни собственными пережитыми ошибками в этой области не вразумляются и не отрезвляются. Мне совершенно чужда потребность знать времена и сроки. Чужда, так сказать, органически. Я не имею вкуса к этим изысканиям. Но относительно этого предмета мы имеем авторитетнейшие наставления и в Слове Божием: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти", - сказал Господь Иисус апостолам пред Своим Вознесением, в ответ на их вопрос: "не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю" (Деян.1:6-7).

"О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут" (1Фес.5:1-3).

Но тот же Господь, Который воспретил апостолам интересоваться "временами и сроками", сказал однажды фарисеям и саддукеям: "Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете" (Мф.16:3).

Значит, одно дело стремиться к определению "сроков", другое - различать "знамения времен". Если первое воспрещается, то второе заповедуется: не внимающие знамениям времен заслуживают суровый упрек от Господа.

И вот, во исполнение заповеди Господней о знамениях, я хочу привести вам ряд пророческих новозаветных глаголов, которые, выявляя "знамения времен", должны заставить нас серьезнее и глубже вдумываться в нашу современную действительность.

Начну с глаголов Господних.