Письма к друзьям

8. Душеполезное чтение. 1912. С.242-243 (из воспоминаний Елены Ивановны Мотовиловой).

9. В архиве семьи Флоренских хранится письмо М.А. Новоселова к некоему члену Миссионерского Совета NN (в настоящее время готовится к публикации), в котором причины церковных нестроений того времени связываются им с "глубочайшим отступлением от православного мудрования", выразившемся в так называемом "имяборчестве" (см. прим. VI,31). Предположительно этим NN и является А.Г. Куляшев, пермский миссионер, участник Собора 1917-1918 гг., на котором он был избран членом Высшего Церковного Совета.

10. Соколов Л.А. Цит. соч. Ч.1 (417 с.), Ч.2 (407 с.), приложения (290 с.); в приложениях опубликовано 303 письма епископа Игнатия.

11. Братом святителя Игнатия был Петр Александрович Брянчанинов (1809-1891), ставропольский губернатор.

12. Соколов Л.А. Цит. соч. Т.2, приложения. С.242 (письмо 236).

13. Там же. С.254 (письмо 257).

14. Там же. С.174 (письмо 129).

15. Там же. С.255 (письмо 259).

16. Там же. С.257 (письмо 261).

17. Письма митр. Филарета еп. Иннокентию (Сельно-Кринову) печатались в журнале "Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе" (ч.24, 1871. С.394-512; ч.25, 1872. С.1-70, 167-212, 427-458, 537-580; ч.37, 1886. С.307-374; всего опубликовано 281 письмо).

18. Т.е. теряет силу; ср.: "Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чем осолится" (Мф.5:13).

19. Ср.: "камни святилища раскиданы по всем перекресткам" (Плач.4:1).

20. Письмо 55, январь 1828 // Прибавления к изданию творений святых отцов. Ч.24. С.483.

21. 1Пет.4:17.

22. Письмо 137, 13 марта 1829 // Прибавления... Ч.25. С.210.

23. Ср.: "Сниде диавол к вам, имея ярость великую, ведый, яко время мало имать" (Откр.12:12).

24. Письмо 232, 8 марта 1830 // Прибавления... Ч.37. С.335.

25. Письмо 73, 28 февраля 1828 // Прибавления... Ч.25. С.14.

26. Еп. Феофан. О православии. 2-е изд. 1902. С.84.

27. Перечислены города Нового и Ветхого Заветов.

28. Спиритизм - вера в возможность непосредственных обнаружений душ умерших людей в мире физическом через специальных посредников - медиумов; спиритами св. Феофан называет также верящих в переселение душ и множественность рождений.

29. Резкость выражений св. Феофана объясняется характерной для XIX в. претензией со стороны секуляризованной науки (а точнее - ее восторженных популяризаторов) "опровергнуть" Откровение; в действительности в силу единства истины вера и знание в глубине своей не могут противоречить друг другу: демонстрация этого единства составляет предмет христианской апологетики; новейшие научные достижения в XX в. (в том числе и в геологии) доставили новые подтверждения удивительной согласованности между Божественным и "естественным" откровением.

30. Еп. Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. 4-е изд. М., 1904. С.187-188.

31. Там же. С.425-426.

32. Там же. С.427-428.

33. Письмо св. Амвросия к графу А.П. Толстому (бывшему в 1856-62 гг. обер-прокурором Синода). Писано в конце 1866 г. // Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч.2, приложения. М., 1900. С.VII.

34. Там же. С.XI; данная цитата взята из другого письма св. Амвросия тому же лицу (графу А.П. Толстому), писанного пятью годами позже (в 1871 г.) и содержащего объяснение другого сновидения.

35. Соловьев Вл. С. По поводу последних событий // Собр. соч. 2-е изд. Т.10. СПб., б.г. С.225-226.