Письма к друзьям
29. Резкость выражений св. Феофана объясняется характерной для XIX в. претензией со стороны секуляризованной науки (а точнее - ее восторженных популяризаторов) "опровергнуть" Откровение; в действительности в силу единства истины вера и знание в глубине своей не могут противоречить друг другу: демонстрация этого единства составляет предмет христианской апологетики; новейшие научные достижения в XX в. (в том числе и в геологии) доставили новые подтверждения удивительной согласованности между Божественным и "естественным" откровением.
30. Еп. Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. 4-е изд. М., 1904. С.187-188.
31. Там же. С.425-426.
32. Там же. С.427-428.
33. Письмо св. Амвросия к графу А.П. Толстому (бывшему в 1856-62 гг. обер-прокурором Синода). Писано в конце 1866 г. // Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч.2, приложения. М., 1900. С.VII.
34. Там же. С.XI; данная цитата взята из другого письма св. Амвросия тому же лицу (графу А.П. Толстому), писанного пятью годами позже (в 1871 г.) и содержащего объяснение другого сновидения.
35. Соловьев Вл. С. По поводу последних событий // Собр. соч. 2-е изд. Т.10. СПб., б.г. С.225-226.
36. Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. 2-е изд. СПб., 1903. С.170-173.
37. 2Пет.3:10.
38. В сочинениях св. Иоанна Кронштадтского нам не удалось найти приведенные Новоселовым цитаты; возможно, они представляют собой фрагмент записей устных высказываний великого пастыря.
39. Т.е. 24 ноября по старому стилю.
Письмо девятое
Письмо девятое
2 декабря 1923 г.
День св. пр. Аввакума
Дорогие друзья мои!
Я обещал познакомить вас с мыслями еп. Игнатия Брянчанинова, извлеченными мною из его писем [a] к разным лицам. Исполняю обещанное.
Мысли эти я расположил в известном порядке, по темам. Но иногда трудно бывает выделить из данного отрывка мысли, относящиеся к одному какому-нибудь предмету, и в таком случае неизбежно смешение тем. Я не хочу привносить ничего своего в мысли автора, чтобы сохранить в целости его индивидуальность, сквозящую в каждом слове: мне принадлежит только порядок распределения этих мыслей.
Состояние современного еп. Игнатию общества и народа
"Что это значит? Веет от мира какою-то пустынею, или потому, что я сам живу в пустыне, или потому, что и многолюдное общество, когда оно отчуждилось от Слова Божия, получает характер пустыни" [1].
"Из выходящих в свет сочинений видно, что все образованное общество во всех сословиях приняло новое направление, долженствующее иметь соответствующие себе результаты" [2].