Письма к друзьям
"Московские журналы открыли войну против монашества. Они называют его анахронизмом. Надо бы говорить откровеннее и сказать, что христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству, и вступает в отношения к нему самые враждебные" [3].
"Напечатанное в "Домашней беседе", что некий мусье обещал сынку своему, ребенку, что ко времени его вступления в супружество попов не будет, произносится многими мусье" [4].
"Печально - современное религиозное и нравственное направление народа. В течение трехлетнего пребывания нашего в Бабаевском монастыре [5] это несчастное настроение подвинулось гигантскими шагами вперед" [6].
"...Предсказанное в Писании [7] совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось Православие" [8].
"Времена чем далее тем тяжеле. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущии во Иудеи да бежат в горы" [9].
Отступление от христианства и Церкви
"Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно" [10].
"Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас Св. Тихон говорил: "Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство" [11]. Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дается" [12].
"Проехал я довольно пространства, видел людей набожных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятиями ...> Оскудело истинное духовное знание" [13].
"Скудные вести, приходящие в наш монастырь, о состоянии христианской веры в России, крайне неутешительны. С одной стороны раскол, с другой - решительное отступничество. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах. Спасаяй, да спасает свою душу! [14] Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадежный" [15].
"Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист [16], кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления" [17].
"Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!" [18]
"Время наше - время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию ...> Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества" [19].
"Отступничество предсказано со всею ясностию Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании" [20].