Письма к друзьям

2. Заслуживает серьезного внимания мысль еп. Игнатия, теснейшим образом связанная с его духовным устроением и очень часто повторяемая им в письмах, - мысль о спасительном значении скорбей вообще, а для нашего и грядущего времени в особенности. Вы помните, как он характеризует нынешнее монашество (а вместе - и современное христианское общество): "подвигов нет, истинного монашества нет, руководителей нет: одни скорби заменяют все", т.е., значит, и подвиги, и духовное руководство.

Эта мысль еп. Игнатия заставляет вспомнить следующее собеседование древних Отцов. Некогда святые Отцы египетского скита пророчески беседовали о последнем роде: "Что сделали мы?" - говорили они. Один из них великий авва Исхирион отвечал: "мы исполнили заповеди Божии". Спросили его: "что сделают те, которые будут после нас?" "Они, - сказал авва, - примут (будут исполнять) делание вполовину против нас". Еще спросили его: "А что сделают те, которые будут после них?" Авва Исхирион отвечал: "Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших" [83].

Этим скорбным и вместе утешительным пророческим словом великого Исхириона, имеющим отношение, конечно, не к одним инокам, я и заканчиваю свое письмо к вам, мои дорогие.

Не будьте требовательны ко мне, хотя бы ради недуга моего. Чувствую, что апокалипсический экскурс вышел в письме не так ясен, как он ясен для меня. Ну, додумайте сами. Молитесь о мне.

Ваш брат о Господе...

Примечания

a. Эти письма не вошли в собрание его сочинений - прим. М. Новоселова.

b. Протасов, обер-прокурор Святейшего Синода - прим. М. Новоселова.

c. Т.е. относиться мирно, спокойно, без смущения, с упованием на милость Божию - прим. М. Новоселова.

d. Письма, из которых извлечены вышеприведенные места, относятся к 40-60-м годам XIX столетия - прим. М. Новоселова.

e. Ср. сказанное ап. Павлом: "имущие образ благочестия, силы же его отвергшиися" (2Тим.3:5) - прим. М. Новоселова.

f. По славянски "мало" - прим. М. Новоселова.

g. Не входят ли в нее те немногие ("останок") из церкви Сардийской, которые сохранили незапятнанными свои одежды? - прим. М. Новоселова.

Комментарии

1. Соколов Л.А. Цит. соч. Т.2, приложения. С.108 (письмо 35).

2. Там же. С.192 (письмо 160).

3. Там же. С.158 (письмо 109).

4. Там же. С.219 (письмо 198). Речь идет о заметке В.И. Аскоченского "Быль не быль, однакожь и не сказка" ( Домашняя Беседа , 1863, №45, раздел "Блестки и Изгарь"), которая живописует обряд венчания в одной из петербургских церквей пары "нигилистов"; на с.373 об одном из свидетелей церемонии говорится: "Да вы видели господина-то с Станиславом на шее? У него есть сынишка лет шести-семи. Однажды, как-то, лаская его, он сказал при мне: "рости, Костя, рости. Ты будешь большим в то время, когда не станет ни попов, ни этих глупых браков!" С женою-то своею, видите ли, он давно уже живет врозь, уж не знаю, право, он ли ее прогнал, или она сама сбежала от него, только они давно уже не видятся. Но детьми поделились; она взяла себе двух дочерей, а ему оставила сынишку".

5. Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии был расположен в 38 верстах от Костромы на правом берегу Волги. Основан в XIV в., название получил от того, что первые его постройки были поставлены на бабайках - небольших тумбах, употребляемых при сплаве леса. По преданию, центральный храм монастыря был освящен св. Сергием Радонежским.

6. Там же. С.244 (письмо 240).

7. "...Во многих охладеет любовь" (Мф.24:12).