Письма к друзьям

3. "Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, живущего Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве" (Православный Молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.76).

4. "...Святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом. Ей, Господи ...> даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго и во благоприятен ответ на страшнем судищи Твоем..." (Там же. С.78).

5. Парафраз прошения из многолетия, например: "Священнослужителям, церковно-приходскому совету, прихожанам святаго храма сего и всем православным христианам подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, и сохрани их на многая лета" (Из службы на Новый Год // Последование молебных пений. М., 1913. Л.12).

6. Откр.2:13.

7. Ин.12:10.

8. 1Пет.4:12-14.

9. Выражение из литургийных ("Сия есть Самая Честная Кровь Твоя") и других церковных молитв.

10. Ср.: "Мое царство не от мира сего есть" (Ин.18:36).

11. 2Кор.5:17.

12. Триодь цветная. М., 1975. Л.

13. "Яко начатки естества насадителю твари, вселенная приносит ти Господи, Богоносныя мученики: тех молитвами, в мире глубоце, церковь твою, жительство твое, Богородицею соблюди многомилостиве" (Иерейский молитвослов. М., 1913. Л.100).

14. "Иже во всем мире мученик твоих, яко багряницею и виссом, кровьми церковь твоя украсившися, теми вопиет ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли: мир жительству Твоему даруй, и душам нашым велию милость" (Там же. Л.99об.).

15. Мф.13:31.

16. 1Пет.4:12.

17. Указ о веротерпимости, изданный в 313 г. в Милане имп. Константином Великим.

18. Выражение, имеющее источником Откр.3:15 - обращение к Ангелу Лаодикийской церкви ("ты ни холоден, ни горяч"; "горяч" по-славянски - "тепл").

19. Выражение св. Димитрия Ростовского, обличавшего нерадивость современного ему духовенства такими словами: "что тя приведе в чин священный? то ли, дабы спасти себе и инех? Никакоже, но чтоб прекормить жену и дети и домашния ...> Разсмотри себе всяк, о освященный человече! ...> Поискал Иисуса не для Иисуса, но для хлеба куса" (Проповедь в неделю св. жен-мироносиц // Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Т.2. 4-е изд. М., 1827. С.193).

20. Как цветы полевые (церк.-слав.); ср.: "Процвела есть пустыня, яко крин" (ирмос воскресного канона 2-го гласа, песнь 3-я // Октоих. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1981. С.214).

21. Происхождение этой формулы не установлено: возможно, в ее основе - мотив подражания Иисусу Христу, молившемуся в Гефсимании до кровавого пота (Лк.22:44); ср. также: "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22), "без пролития крови не бывает прощения" (Евр.9:22) и др. Отцы-аскеты рассматривали монашеское делание и особенно подвиг послушания как "мысленное исповедничество" (Иоанн Лествичник. Слово 4, гл.5). "Мы ...> подъемлем мученичество иным образом: вместо отсечения членов отсекаем волю свою; вместо излияния крови извергаем греховные помыслы и пожелания; вместо тиранических мук терпим нападения бесов и неприязни со стороны мира" (Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления, гл.145). Формула "даждь кровь и приими дух", т.е. "потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование", является своего рода девизом старчества; см. книгу прот. Александра Соловьева "Старчество по учению св. отцов и аскетов" (Семипалатинск, 1900), где она помещена на титульном листе в качестве эпиграфа.

22. "Силою креста, проникающею даже пустыни и везде блистающею благодатию его обуздана злость демонов" (Собеседования Египетских подвижников. Собесед. 7-е, гл.23 (Об ограничении власти демонов) // Писания преп. отца Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. М., 1892. С.296).

23. "Иные бесы>> стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавался, что он чрез Ария и Евномия произвел нечестие святотатственного учения. Также и в 3 кн. Царств читаем, что один из этих духов говорил: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его (Израиля) (3Цар.22:22. 2Пар.18:21). Апостол, обличая обольщающихся ими, так говорит о них: внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников (1Тим.4:1-2)" (Собеседования Египетских подвижников. Собесед. 7-е, гл.32 (О разности занятий и воли нечистых духов) // Там же. С.303-304).