Письма к друзьям

17. Указ о веротерпимости, изданный в 313 г. в Милане имп. Константином Великим.

18. Выражение, имеющее источником Откр.3:15 - обращение к Ангелу Лаодикийской церкви ("ты ни холоден, ни горяч"; "горяч" по-славянски - "тепл").

19. Выражение св. Димитрия Ростовского, обличавшего нерадивость современного ему духовенства такими словами: "что тя приведе в чин священный? то ли, дабы спасти себе и инех? Никакоже, но чтоб прекормить жену и дети и домашния ...> Разсмотри себе всяк, о освященный человече! ...> Поискал Иисуса не для Иисуса, но для хлеба куса" (Проповедь в неделю св. жен-мироносиц // Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Т.2. 4-е изд. М., 1827. С.193).

20. Как цветы полевые (церк.-слав.); ср.: "Процвела есть пустыня, яко крин" (ирмос воскресного канона 2-го гласа, песнь 3-я // Октоих. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1981. С.214).

21. Происхождение этой формулы не установлено: возможно, в ее основе - мотив подражания Иисусу Христу, молившемуся в Гефсимании до кровавого пота (Лк.22:44); ср. также: "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22), "без пролития крови не бывает прощения" (Евр.9:22) и др. Отцы-аскеты рассматривали монашеское делание и особенно подвиг послушания как "мысленное исповедничество" (Иоанн Лествичник. Слово 4, гл.5). "Мы ...> подъемлем мученичество иным образом: вместо отсечения членов отсекаем волю свою; вместо излияния крови извергаем греховные помыслы и пожелания; вместо тиранических мук терпим нападения бесов и неприязни со стороны мира" (Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления, гл.145). Формула "даждь кровь и приими дух", т.е. "потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование", является своего рода девизом старчества; см. книгу прот. Александра Соловьева "Старчество по учению св. отцов и аскетов" (Семипалатинск, 1900), где она помещена на титульном листе в качестве эпиграфа.

22. "Силою креста, проникающею даже пустыни и везде блистающею благодатию его обуздана злость демонов" (Собеседования Египетских подвижников. Собесед. 7-е, гл.23 (Об ограничении власти демонов) // Писания преп. отца Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. М., 1892. С.296).

23. "Иные бесы>> стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавался, что он чрез Ария и Евномия произвел нечестие святотатственного учения. Также и в 3 кн. Царств читаем, что один из этих духов говорил: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его (Израиля) (3Цар.22:22. 2Пар.18:21). Апостол, обличая обольщающихся ими, так говорит о них: внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников (1Тим.4:1-2)" (Собеседования Египетских подвижников. Собесед. 7-е, гл.32 (О разности занятий и воли нечистых духов) // Там же. С.303-304).

"... дьявол стараясь отдалить людей от Бога> воюет с ними пятью кознями: еллинством, иудейством, ересями, противо-православным образом жизни и (неразумными) подвигами добрых деланий. Еллинством прельщает людей, любящих так называемую внешнюю мудрость; иудейством прельщает евреев ...>; ересями прельщает суемудрых богочтецов, удаляя их от православия" (Слово 44-е // Симеон Новый Богослов. Слова подвижнические. Вып.1. М., 1892. С.356-357).

24. 1Тим.2:2 (церк.-слав.).

25. Мф.28:15.

26. Имея в виду содержание приводимых ниже цитат, а также примечание Новоселова, речь может идти о проф. Киевской Духовной Академии Н.И. Щеголеве, статья которого "Судьбы Церкви Божией на земле" подробно рассматривается в Письме XX. Однако сами эти цитаты в указанной статье не обнаружены (к тому же Щеголев писал эту статью во второй половине, а не в начале XIX в., как указывает Новоселов), поэтому вопрос об их авторе должен считаться открытым.

27. Откр.12:1.

28. Парафраз Мф.5:15.

29. Источник цитаты не установлен, см. прим. X,26.