Письма к друзьям
Но православный не сдается еще и отвечает:
- Нет. Такая власть обязательно у нас имеется. Только ни одна из наших поместных духовных властей не является этой высшею над всеми властью.
- Хорошо, - продолжает иезуит. - Вы исключили непогрешимый вероисповедный авторитет всех ваших епархиальных поместных духовных начальств, архиереев, синодов и патриархов. Кто же, благоволите все-таки мне ответить, кто же она тогда, эта ваша высшая власть, хранящая залог Христовой веры у вас в неприкосновенности? Кто он, тогда, этот ваш непогрешимый авторитет? Вы ведь не посмеете теперь сказать, что это - ваше священство, то есть те же архиереи, синоды и патриархи, насчет которых вы изволили согласиться, что они могут ошибаться. Ведь авторитет в вопросах абсолютной истины и одновременная возможность заблуждения - это, изволите ли видеть, только чепуха.
Православный недоумевает. Но он все же находится - и говорит:
- Ну да, я на самом деле выразился не вполне точно. Знаете, мы вообще с точностью не очень-то ладим. Когда вы меня спросили, кто у нас хранит залог православной веры, я немножко скороспешно ответил вам, что подлежащая духовная власть. Но это верно только отчасти. Потому что веру нашу хранит, конечно, тоже каждая духовная власть, но не в отдельности. Хранительницею веры кашей является, собственно говоря, сама Церковь.
- Православная Церковь? Церковь? Кто? Что такое? Церковь? Что такое Церковь?
Православный человек вспоминает единственный ответ своего катихизиса на такой неожиданный вопрос и говорит:
- Общество верующих, соединенных православною верою, священноначалием и таинствами [3].
- А вы сами, - продолжает иезуит, - имеете православную веру?
- Имею, по милости Божией.
- Священноначалие признаете?
- Признаю.
- В таинствах участвуете?
- Участвую.
- Ошибаться можете?
- Могу.
- Органом церковной непогрешимости не являетесь?
- Боже спаси!
- И все вы, от первого до последнего, находитесь в том же положении?
- Все мы находимся в том же положении,
- Так что в этой вашей Церкви, о которой вы мне говорите, что она является хранительницею вашей веры, никакого решительно органа ее непогрешимого авторитета нигде не имеется?
Опять недоумение православного. Но, спохватившись, он возражает:
- Простите, у нас такой орган имеется. Именуется же он "Вселенским Собором".
- Вселенский Собор? Где же он у вас находится?
- Да нигде... он собирался, когда это являлось необходимым.
- Когда это являлось необходимым! Следует думать, что эта необходимость, на которую вы ссылаетесь, была именно необходимость сохранения веры в чистоте?
- Конечно.
- Так что с девятого века у вас в такой вероохранительной деятельности, полагаем, надобности не было, так как ведь вселенские соборы с тех пор у вас больше не собирались [4]. Неужели у вас за целых 1000 лет не возникало никогда и нигде на Востоке никаких заблуждений?