Письма к друзьям

Примечания

a. Ю.Ф. хочет сказать, что приняв в свой канон и санкционировав своим авторитетом то или иное писание, Церковь является, в известном смысле, как бы автором данного произведения - прим. М. Новоселова.

b. Правильнее сказать: "за безусловно-авторитетного выразителя религиозной истины" - прим. М. Новоселова.

c. Я заимствовал это письмо из 5-го тома соч. В.С. Соловьева. Включив его в одну из своих статей [5], В.С. делает по поводу его следующее, не лишенное значения, замечание: "Несмотря на некоторые ошибки, происшедшие, быть может, от недосмотра, извинительного в частном письме (я отметил их вопросительными знаками), это рассуждение в общей своей связи не может быть серьезно оспариваемо, и ту дилемму, к которой оно приходит: папизм или духовная свобода, - можно обойти только путем недостойных и бесплодных сделок с совестью" [6] - прим. М. Новоселова.

d. Посильный ответ на эти вопросы я постараюсь дать в следующих письмах - прим. М. Новоселова.

e. Задуман и подготовлялся собор гораздо раньше - прим. М. Новоселова.

f. Марку, зная его твердость, и не предлагали подписываться, но "большая часть епископов греческих, уступая желанию папы и воле императора, дали письменное, хотя и невольное, согласие на незаконное соединение. Освободились от подписи только те, кто или не дожил до конца собора, как-то патриарх Иосиф и митрополит Сардийский, или кто успел скрыться из Флоренции, как сие известно об Исаии Ставропольском и об Иверском епископе" [16] - прим. М. Новоселова.

g. Симеон пресвитер, бывший на соборе, пишет: "Сидор рече Евгениосу Папе, яко в моей руце вси Князи и Епископи; ни един со мною не может глаголати; сам Князь Великий млад есть и в моей воли есть; а инии князи и бояре боятся меня; а Епископи не книжни" [19] - прим. М. Новоселова.

h. Тот же Симеон пишет: "в та бо времена Великому Князю младу бывшу, но умом благоразумну и богобоязливу, и ни книжну, но теплою верою горящу" [21] - прим. М. Новоселова.

i. "Пробыв в заключении все лето, осенью лжемитрополит бежал из Москвы в Тверь ...>, но и здесь его приняли не лучше": по распоряжению тамошнего князя, он был посажен под стражу. Бежав и оттуда, Исидор явился в Рим "с печальною вестию о неудавшемся замысле" [23] - прим. М. Новоселова.

j. Желающим познакомиться с житием и основными воззрениями св. Григория, навлекшими на него гонения, я предлагаю прочесть в Постной Триоди синаксарь во вторую неделю Четыредесятницы [26] - прим. М. Новоселова.

k. Калека - прим. М. Новоселова.

l. Рекомендую прочесть в Постной Триоди весь канон св. Григорию [30] - прим. М. Новоселова.

m. Следует, однако, заметить, что он очень затронул народное религиозное чувство - прим. М. Новоселова.