Письма к друзьям

14. Главными вероучительными разногласиями между православными и латинянами были признаны: 1) проблема Filoque - учение об исхождении Святого Духа (от Отца через Сына у греков и от Отца и Сына у латинян); 2) учение о чистилище; 3) вопрос о первенстве папы; 4) практика совершения таинства Евхаристии - на квасном хлебе у православных и пресном (опресноки) у латинян; 5) вопрос о моменте пресуществления в Евхаристии (момент призывания на св. дары Св. Духа у православных и момент произнесения слов "приимите, ядите" у латинян).

15. Источник цитаты не установлен.

16. История Флорентийского собора. М., 1847. С.173.

17. Изъяснение церковного последования // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.3. СПб., 1857. С.251-252.

18. Т.е. четырехконечный крест, горизонтальная часть которого несколько смещена вверх относительно середины вертикального бруса креста - так называемый crux immissa vel capitata. Именно эта форма креста преобладает на католическом Западе, тогда как Русская Церковь допускает также восьмиконечную и шестиконечную формы. Латинский крест также отличается от православного тем, что "на нем ноги Спасителя, положенные одна на другую, прибиты одним гвоздем, а не двумя, и что руки Спасителя не протянуты прямо, но Он висит на них, несколько или значительно опустившись книзу" (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.2, 1-й полутом. М., 1900. С.452); по латинскому обычаю такой крест несли на длинном древке. Вопрос о форме креста имеет важное значение для Русской Церкви вследствие ее многовековой полемики со старообрядцами, отвергающими как ересь крест четырехконечный ("латынский крыж") и признающими единственно правильным "осьмиконечный" крест. О том, что и для католической церкви вопрос о форме креста небезразличен, свидетельствует история создания храма св. Петра в Ватикане: вначале собор представлял собой в плане сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом, но позже по требованию духовенства архитектор Мадерна превратил греческий крест в латинский, удлинив западную часть собора на три пролета.

19. История Флорентийского собора. М., 1847. С.206.

20. Греческие участники Флорентийского собора в большинстве своем, прибыв на родину, раскаялись в содеянном; дело унии поддерживал в основном император, да и то едва ли не скрытно, во избежании открытого народного бунта; так, сам акт о соединении был прочитан в первый раз в Константинополе (в храме св. Софии) лишь в 1452 г., за полгода до взятия города мусульманами (кстати, тем же Исидором, изгнанным к тому времени из России и получившим от папы сан кардинала).

21. История Флорентийского собора. С.207.

22. В действительности быстрые и уверенные действия Исидора настолько смутили епископов, бояр и князя, что на них, хотя и предуведомленных о измене митрополита, "напал трехдневный столбняк молчания. Первым опомнился вел. кн. Василий Васильевич, объявил Исидора еретиком и - русская церковная душа как бы воскресла из трехдневного гроба" (Карташев А.В. Воссоздание Св. Руси. Париж, 1956. С.34).

23. История Флорентийского собора. С.207.

24. Там же. С.204-208.

25. Св. Григорий Палама защитил и богословски обосновал мистическую византийскую практику исихазма (от греч. υ - безмолвие), согласно которой аскет-исихаст путем "умного делания" стремится достигнуть состояния экстаза, в котором он непосредственно воспринимает несотворенный Фаворский свет, увиденный апостолами во время Преображения Христа (Мф.17:1-8). При этом св. Григорий развил учение о различении сущности Бога и Его "энергий" (см.: Кривошеин В. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. VIII. Praha, 1936. S.99-154).

26. Триодь постная. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1974. Л.188 об.-191 об.

27. Игумен Модест. Святой Григорий Палама. Киев, 1860. С.19-20.