Письма к друзьям

На этом я и закончу настоящую беседу, в надежде продолжить ее в ближайшем будущем.

Прошу молитв ваших, друзья мои, и снисхождения к обычному многословию моему.

Ваш брат о Господе.

Примечания

a. См. предыдущее мое письмо - прим. М. Новоселова.

b. См. в 11-м письме беседу иезуита с православным - прим. М. Новоселова.

c. См. в. 12-м письме письмо Ю.Ф. Самарина к баронессе Раден - прим. М. Новоселова.

d. Советую припомнить содержание всего 11-го письма, к которому тесно примыкает настоящее - прим. М. Новоселова.

e. Эти постановления неразрывно связаны с именами свв. Отцов, бывших на том или ином соборе, и их предшественников - прим. М. Новоселова.

f. См. подробное объяснение таких случаев у преп. Отцов Варсануфия Великого и Иоанна, в их "Руководстве к духовной жизни" (вопросы 610, 611 и др.) [9] - прим. М. Новоселова.

g. Это говорит то же лицо (старец Елурион или монах Авзоний. - прим. ред.), которое передавало и все предыдущее Аммону, жившему еще тогда в монастыре, а теперь воспроизводящему в своем письме к папе Феофилу все там слышанное и виденное - прим. М. Новоселова.

h. Преемник по епископской кафедре вышеупомянутого епископа Александра - прим. М. Новоселова.

i. Св. Афанасий поставлен епископом Александрийской Церкви, имея 30 лет от рождения - прим. М. Новоселова.

j. Речь идет о разных религиозных течениях, распространявшихся в Петербурге в начале 20-х годов прошлого столетия - прим. М. Новоселова.

k. Мысль обратиться к изучению свв. Отцов - прим. М. Новоселова.

l. Св. Иоанн Златоуст, 7-я молитва на сон грядущим, 2-я половина, прошение 4-е: "Господи, даждь ми мысль благу" [31] - прим. М. Новоселова.

m. Не исключается действенность иногда и такой молитвы - прим. М. Новоселова.

n. Я не говорю о естественных его дарованиях и широкой образованности, которые, будучи не меньшими, если не большими, у Оригена, не охранили последнего от гибельных заблуждений - прим. М. Новоселова.

Комментарии

1. Мф.16:18.

2. Речь вдет о Лютере, докторе богословия Виттенбергского университета, который начал в этом городе движение Реформации, вывесив в 1517 г. на дверях дворцовой церкви 95 тезисов против католического учения об индульгенциях.

3. 1Пет.2:9.

4. "Будем же всегда молиться Господу так: да воссияет в сердцах наших истина Твоя, Христе, полнота истины..." (Слова подвижнические. Слово 40 (о поклонах и прочем) // Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.175).

5. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовскаго. Книга пятая (январь). Ч.2. М., 1904. С.213.

6. Там же. С.230.

7. Когда император Констанс потребовал от избранного в 649 г. на римскую кафедру папы Мартина принять учение монофелитов, святитель ответил: "Если бы даже весь мир принял это противное православию учение, то и в таком случае я бы его не принял, и хотя бы пришлось претерпеть смерть, не отступлю от евангельского и апостольского учения и святоотеческого предания" (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга восьмая (апрель). М., 1906. С.203).

8. Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1900. С.336-337.

9. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. 4-е изд. СПб., 1905.