Письма к друзьям

k. Мысль обратиться к изучению свв. Отцов - прим. М. Новоселова.

l. Св. Иоанн Златоуст, 7-я молитва на сон грядущим, 2-я половина, прошение 4-е: "Господи, даждь ми мысль благу" [31] - прим. М. Новоселова.

m. Не исключается действенность иногда и такой молитвы - прим. М. Новоселова.

n. Я не говорю о естественных его дарованиях и широкой образованности, которые, будучи не меньшими, если не большими, у Оригена, не охранили последнего от гибельных заблуждений - прим. М. Новоселова.

Комментарии

1. Мф.16:18.

2. Речь вдет о Лютере, докторе богословия Виттенбергского университета, который начал в этом городе движение Реформации, вывесив в 1517 г. на дверях дворцовой церкви 95 тезисов против католического учения об индульгенциях.

3. 1Пет.2:9.

4. "Будем же всегда молиться Господу так: да воссияет в сердцах наших истина Твоя, Христе, полнота истины..." (Слова подвижнические. Слово 40 (о поклонах и прочем) // Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.175).

5. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовскаго. Книга пятая (январь). Ч.2. М., 1904. С.213.

6. Там же. С.230.

7. Когда император Констанс потребовал от избранного в 649 г. на римскую кафедру папы Мартина принять учение монофелитов, святитель ответил: "Если бы даже весь мир принял это противное православию учение, то и в таком случае я бы его не принял, и хотя бы пришлось претерпеть смерть, не отступлю от евангельского и апостольского учения и святоотеческого предания" (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга восьмая (апрель). М., 1906. С.203).

8. Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1900. С.336-337.

9. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. 4-е изд. СПб., 1905.

10. Молитва Святому Духу.

11. Отпуст - название той части православного богослужения, которою оно заканчивается и молящиеся "отпускаются" из храма.

12. Диаконник (ризница, сосудохранительница) - особое место в храме, где хранятся облачения и утварь; заведывание этим помещением в древности было обязанностью диакона.

13. Потир (от греч. ο) - св. чаша, из которой причащаются православные христиане.

14. 1Кор.5:7.

15. Древний Патерик. С.337-339.

16. Мф.26:26 и др.