Письма к друзьям

Естественно теперь поставить вопрос о значении в той же области Богопознания - таинства Тела и Крови Христовых, уже собственным наименованием (Причащение) показывающего, в какое тесное единение с Богом поставляет оно человека и какое, следовательно, существенное познание Истины сообщает оно ему.

"Что Евхаристией дается истинное разумение Христа, это доказывается повествованием об Эммаусских путниках. Они долго не узнавали беседовавшего с ними Незнакомца: "очи же ею держастеся, да Его не познаета" (Лк.24:16). Не открылся Он им и в некратком собеседовании. И что замечательно, в них "горело сердце" (ст.32), то сердце, которым, по Апостолу (Рим.10:10), "веруется в правду", - и, однако, требовалось еще одно условие для узнания учениками своего Учителя. "Когда Господь, взяв хлеб, благословил, преломил и подал его им", - тогда "онема отверзостеся очи", замечает св. Лука, "и познаета Его" (ст.31). Возвратившись в Иерусалим, путники рассказали другим Апостолам о всем, происшедшем с ними на пути, о встрече и собеседовании с Воскресшим, о том, - полагать надо, - как они вначале не узнали Его и как, наконец, Он "познася има в преломлении хлеба" (ст.35). Если только одно евхаристийное действие - преломление хлеба - "отверзло очи" Апостолам, то как же нам не зреть Господа очами сердца в самом Таинстве Евхаристии?" [37]

Достаточно заглянуть в изумительные по своей силе, глубине, красоте, прямее сказать, - по своей боговдохновенности, предпричастные молитвы, исшедшие из уст богопросвещеннейших мужей, чтобы с несомненностью убедиться в существенно-просветительном значении таинства Св. Причащения.

Предлагаю вашему вниманию немногие, краткие извлечения из этих чудных молитвословий.

"Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя" (Канон ко св. Причащению, песнь 5-я, троп. 2-й) [38].

"Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве" (песнь 9-я, тропарь 2) [39].

"Якоже огнь да будет ми, и яко свет, Тело Твое, и Кровь, Спасе Мой, Пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему (тропарь 3) [40].

"...Яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся Святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом" (молитва 1-я Св. Василия Великого) [41].

"Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия" (молитва 3-я Симеона Метафраста) [42].

"...Да будут ми Святая Сия во... просвещение..., в возращение добродетели и совершенства; во исполнение заповедей, в Духа Святаго общение (мол. 6-я) [43].

"...Милостию сострастия тепле кающияся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно. И странное и Ангелом, и человеческим мыслем: беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным" (молитва 7-я Св. Симеона Нового Богослова) [44].

"...Внидеши и просвещаеши помраченный мой помысл. Верую, яко сие сотвориши" (молитва 9-я Св. Иоанна Златоуста) [45].

"Божественное тело и обожает мя и питает: обожает дух, ум же питает странно" (стихи после молитв пред Св. Причащением) [46].

О том же говорят и благодарственные послепричастные молитвы: