Письма к друзьям

Так у Апостолов, св. Отцов и Учителей. А что у нас? Что мы можем и должны сказать о себе? По нашему неразумию, неведению, нерадению мы так мало даем места таинствам в нашем сердце, что нам непонятны речи о их изумительной, чудесной действенности. Бесценное сокровище благодати, заложенное в нас Таинством крещения, покоится внутри нас годы, десятилетия, а мы и не чувствуем, и не сознаем этого. Оно лежит под пеплом наших грехов, немощей и беззаконий, не вызываемое к жизни, а все более и более погружаемое в подспудную область нашей объятой окамененным нечувствием [53] души.

Наше холодное, соединенное с лукавым саможалением покаяние мало содействует раскрытию и выявлению таящегося в нас духовного богатства: поверхностно каясь, мы не можем затронуть тех глубин, где хранится сокровище, и оно продолжает пребывать в нас, не принося плода, а лишь уготовляя для нас в будущем горящие уголья.

Что сказать о святейшем, воистину страшном Таинстве Тела и Крови Господних? Разве то, что изрек Великий Апостол Коринфянам: "кто яст и пиет недостойно, суд себе яст и пиет, не разсуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и не мало усыпающих" (1Кор.11:29-30. По переводу К.П. Победоносцева) [54].

Не будем же своей неправдой подавлять правду Божию: не имея того духовного опыта, которым богаты и которым "независтно" делятся с нами таинники Божии, не будем отрицать тех плодов Духа, которые должны произрастать и произрастают в верных Богу душах, достойно принявших, трезвенно хранящих и ревностным исполнением заповедей непрестанно возгревающих таинственные дары Крещения, Покаяния и Божественной Трапезы. Тем более, не будем сомневаться в этих плодах, что ведь и мы, по неизреченной милости Божией, хотя изредка, хотя глухо, слышим сокровенные глаголы сих Таинств в своей душе. Эти "начатки" Духа [55], в нас временами являемые, да укрепят нас в непоколебимом доверии к тому, что возвещают миру христианские угодники Божии от преизобилующей благодати, в них светоносно раскрывающейся. Неисчислимым сонмом своим они заверяют нас, удостоверяя согласным многовековым повсюдным опытом своим, что по непреложному слову Господню (Ин.16:13), Дух Святый, Дух Истины, действительно наставляет Своих причастников на всякую истину.

"Потому-то Св. Церковь, не слишком надеясь на земных учителей, - кто бы ни были они, - постоянно указует нам на Учителя Небесного... Как часто возводит она... умиленный взор свой горе и оттуда ждет света ведения, необходимого для жизни и просвещения детей ее! Есть ли хотя одно утро, полдень и вечер, в которые бы не вопияла она к Духу Святому, Господу Животворящему и Просвещающему, да приидет и вселится Он Всемогущий и в сердца и в домы Христиан? И не о том ли большая часть молений и крепких воплей ее ко Престолу Божию, чтобы Дух Святый постоянно озарял умы Христиан светом Богоразумия, прогонял тьму невежествий людских, обращал заблуждающих, освящал нечистых? И каких великих успехов не обещает она от животворящего учительства Небесного Учителя, Бога Духа Святаго? - Какой род знаний нужен вам или приятен для вас? Хотите быть великими художниками? Церковь уверяет вас истинным словом Господним, что великими художниками творит людей Дух Божий, Веселеила и Элиава [56], о коих сказано: и наполни их Духа Божия, премудрости разума и умений всех (Исх.31:1-6; 35:30-35; 36:1-2). Ищите разуметь тайны природы? Она указует на Соломона, который так умудрен был Духом Божиим, что знал все от кедра до иссопа. Желаете быть священными песнотворцами? Она приводит вам Давида, которого Дух Святый сделал величайшим из всех певцов. Желаете ли постигнуть науку Боговедения? Здесь и по простому соображению вы никогда ничего не постигнете, если Сам Дух Святый не даст вам разумения. "Вся подает Дух Святый, - говорит св. Церковь, - точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари Богословцы показа..." [57]. - Ибо Он есть "свет и живот, и живый источник умный: Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный: обладаяй, очищаяй прегрешения: Бог и Боготворяй, огнь от огня происходяй: глаголяй, деяй, разделяяй дарования..." [58] (Служба на Пятидесятницу, стихира)" [59].

"Сей благий Дух нисходит в Душу посредством таинств, коих хранительница - Церковь" [60].

Этими немногими словами славного архипастыря Херсонского, Иннокентия, я и закончу свое, без меры растянувшееся письмо. Начатое - при сравнительно благоприятных условиях жизни - летом, оно затем писалось при иной, худшей обстановке, писалось урывками и закончилось осенью, при совершенно новых обстоятельствах моего жития, которые и содействовали тому, что я могу наконец удовлетворить вашему и своему желанию видеть это письмо написанным. Хотелось бы возобновить беседу с вами, мои дорогие, возможно скорее, так как предмет требует дальнейшего рассмотрения, но имея перед глазами печальный опыт недавнего прошлого, я боюсь надеяться и, тем более, обещать. Воля Божия да будет! А я, как и всегда, очень прощу Ваших молитв, мои дорогие.

Господь да будет посреди нас!

Любящий вас о Господе брат.

Примечания

a. Будь уверен, что ко всякому доброму делу, совершаемому в тебе сознательно или бессознательно, "посредниками для тебя ...> были крещение и вера; в лих призван ты Господом нашим Иисусом Христом на дела Его благие" [8] - прим. М. Новоселова.

b. Иногда ответ получается от Христа через ближнего (см. 3-ю цитату из Преп. Марка) - прим. М. Новоселова.

c. На это произведение имеются также толкования пр. Максима Исповедника - прим. М. Новоселова.

d. Далее автор приводит несколько примеров из жизни святых - прим. М. Новоселова.