Письма к друзьям

Поучительно взглянуть на отношения "столпов" веры Христовой к тем, кого можно назвать "рядовыми христианами", к таким, однако, не в пример нам, нынешним "рядовым" христианам, которые, имея обильное помазание Духа Святаго, "возгревали" его "добрым подвигом" жития своего. Первое послание свое "пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии" [4], св. Петр заключает такими словами: "Сие кратко написал я вам... чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите" (5:12). Как великий духоносец, он, с одной стороны, удостоверяет, что те, кому он пишет, стоят в истинной благодати; с другой - подкрепляет в них уверенность, что они - в истине.

Св. апостол Иоанн Богослов в первом своем послании пишет: "Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом" (5:10), и: "Вы имеете помазание от Святаго и знаете все" (2:20). Казалось бы, зачем писать имеющим помазание от Духа истины и знающим все? Между тем новозаветный тайнозритель считает нужным писать - и объясняет, почему он это делает: "Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее" (2:21).

Подобно ап. Петру, он своим духоносным авторитетом утверждает братию в том, что им открыто помазанием того же Духа. Он хочет укрепить в них веру в это помазание и верность ему: "Помазание, которое вы получили от Него Сына Божия>, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте" (2:27). Помазание, пребывавшее в современных ап. Иоанну христианах, "учило их всему", но заботливый наставник, возлежавший на персях Господа [5] и больше всех ведавший тайны Господни, считает необходимым авторитетно подтвердить, что это помазание "истинно и неложно". Это свидетельство, исходившее от возлюбленного ученика Господа, от почетнейшего члена Тела Христова, изобильно приявшего благодать Духа Святаго, было, конечно, и полезно, и утешительно для братии.

Наконец, наиболее целостное соборное действо наблюдаем мы, когда апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения дела о способах и условиях принятия язычников в недра Церкви Христовой, и когда, всесторонне обсудив этот важнейший и насущнейший вопрос того времени, они изнесли согласное решение, указав и непогрешимый источник этого богочеловеческого согласия - в словах, ставших на все времена неизменной формулой истинной кафоличности: "изволися Духу Святому и нам" [6] - изрекли духоносцы.

Итак, первый век имеет живых и авторитетнейших носителей Духа - апостолов, которые проверяют друг друга и утверждают верных учеников своих, хотя и эти имеют непосредственное откровение Духа.

Свидетельства Духа истины с первых времен христианства начали запечатлеваться в Писании и жить в Предании и усвояться каждым христианином чрез внутреннее им приобщение благодатию Духа и личным подвигом, при взаимной соборной проверке.

Перенесемся из века апостольского в века свв. Отцов и учителей Церкви и прислушаемся к тому, что там говорится о предмете, нас занимающем; посмотрим, изменились ли к тому времени взгляды и вышеуказанная практика первенствующей Церкви.

Чтобы не умножать слов и не растягивать до чрезмерности своего письма, я из множества согласных суждений рабов Христовых этой позднейшей эпохи приведу очень немногие, и прежде всего об основном источнике познания истины: тот ли он у них, что и у самовидцев Слова?

"Одно дело, - говорит Климент Александрийский, - что приобретено упражнением и учением, и иное, что воспринято через откровение верою. Только последний путь ведет к познанию Божественной Истины, и она очень близка от нас, даже в наших жилищах, как свидетельствует боговидец Моисей" [7].

"Научает нас, - утверждает блаж. Августин, - внутренний Учитель, научает Христос, Божественное вдохновение; где нет этого вдохновения и внутреннего просвещения, там тщетно действие слов извне" [8].

"И если Духа Божия нет в сердце слушателя, - подтверждает также Григорий Богослов, - то напрасны рассуждения учителя, ибо если Тот, Кто научает, не находится внутри, то язык учителя, который вне, трудится понапрасну" [9].

"Потому что, - заключает блаж. Иероним, - закон духовен, и нужно откровение, чтобы понимать его" [10].

"Великие дела, - свидетельствует св. Афанасий, - творит ежедневно наш Спаситель: Он влечет нас к благочестию, склоняет к добродетели, пробуждает стремление к небесному, научает бессмертию, открывает познание Отца, дарует силу, смерть разрушающую, и Сам Себя являет каждому" [11].

"Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, - как бы изъясняет мысль св. Афанасия преп. Симеон Новый Богослов, - что Христос Господь благодатию Св. Духа приходит к нам, и воскрешает умерщвленные души наши, и дает им жизнь, и дарует очи видеть Его Самого, бессмертного и нетленного, живущим в нас" [12].