Письма к друзьям

"Светильниче многосветлый Божественныя зари", "источниче догматов высоких", "цевнице Боговещанная", Троицы обителище" (св. Григорий Нисский) [15];

"Трость скорописца наострена Духом", "православия наставниче", "вселенныя светильниче", "отеческаго предания Божественное семя" (св. Максим Исповедник) [16];

"Таинник Боговидцев", "Богословия источниче", "премудрости реко", "струя Божественнаго разума", "звездо светлейшая", "благочестия поборниче", "нечестия прогонителю", "столп Церкве", "таинник Триипостаснаго Единоначалия" (св. Григорий Богослов) [17];

"Мысленный светильник всемирный", "храм Троицы", "храм Духа", "Церкве основание незыблемое" (св. Ефрем Сирин) [18];

"Богодохновенный орган", "догматов пучина неисчерпаемая", "ум Небесный", "Христовы уста", "премудрости глубина" (св. Иоанн Златоуст) [19];

"Орган Святаго Духа", "пламень молнии, попаляющий демонов полки", (св. Антоний Великий) [20];

"Столпе света", "богословия трубо златая" (св. Афанасий Великий) [21];

"Проповедник истинной и непорочной веры Христовой" (св. Макарий Великий) [22];

"Око благочестия", "православия наставниче", "учителю благочестия и чистоты", "светильниче вселенныя" (св. Лев Великий) [23];

"Божественного сияния светоприемник" [24], "песнописец и честный Богоглагольник", "Церкве учитель", "врагов сопротивоборец" (св. Иоанн Дамаскин) [25] (взято из месячной минеи).

Призывая нас к молитве за архипастырей и пастырей и весь причет церковный, святая Церковь влагает в наши уста следующее прошение: "Спаси, Господи, и помилуй святейшия вселенския патриархи со всеми благочестивыми архиереи, и весь освященный чин и причет церковный, и даруй им цело, безмятежно, благоверно, право, по преданию святых Апостол и святых Отец, на Вселенских Соборах Духом Святым узаконенному, исправляти слово Твоея истины" (Иерейский молитвослов, акафист Иисусу Сладчайшему, молитва ко Господу нашему Иисусу Христу) [26].

У меня под руками оказались давнишние краткие выдержки из статьи, посвященной выяснению значения святых Отцов и оправданию их вселенского авторитета. По недосмотру я не отметил в свое время ни заглавия статьи, ни имени ее автора. Если не изменяет мне память, статья принадлежит перу архимандрита Порфирия Успенского [27]. Считаю уместным предложить упомянутые выдержки вашему вниманию.

"Спаситель, посылая Апостолов на проповедь, заповедал им возвещать Евангелие, но не возложил на них обязанности написать такую полную богословскую систему, которую бы не нужно было ни объяснять, ни дополнять никому из их преемников. Посему нельзя сказать, чтобы в писаниях апостольских были прямые, ясные и полные ответы совершенно на все вопросы, имеющие отношение к делу нашего спасения. Отсюда следует, что в деле религии необходимо руководство предания; и при пособии Писания невозможно созидать догматы веры на одном основании собственных рассуждений и соображений, без свидетельства апостольского предания. А если так, то никто не мог быть более способен и ревностен в охранении чистоты апостольского предания, как святые Отцы" [28].

Эту мысль архим. Порфирий объясняет сперва со стороны более внешней, со стороны исторических условий, которые способствовали свв. Отцам быть наилучшими хранителями и истолкователями Христовой истины, а затем освещает дело по существу, объясняя те внутренние данные христианской жизни, которые делают святых Отцов всех веков единственными верными блюстителями, истолкователями и выразителями вечных истин христианства.