Письма к друзьям

j. По времени - прим. М. Новоселова.

Комментарии

1. Выражение "бог по благодати" резюмирует святоотеческое учение об обожении человека как его конечной судьбе и предназначении: Бог "соделался человеком, чтобы в Себе нас обожить" (Послание Афанасия к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Ч.3. 2-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. С.306). Говоря о почитании святых в Церкви, св. Иоанн Дамаскин называет их богами "не по природе, но потому, что они .:.> сделались по благодати тем, что именно Бог есть по естеству" (Книга 4-я, глава 15 (О чествовании святых и их мощей) // Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С.232).

2. См. прим. XV,21.

3. Деян.9:15.

4. См. прим. I,24.

5. См. ниже.

6. Несторианство утверждало раздельное и параллельное функционирование в Богочеловеке Христе двух природ: Божеской и человеческой.

7. Деяния Вселенских соборов. Т.1. 3-е изд. Казань, 1910. С.259; цитата представляет собой отрывок из послания не смогшего прибыть в Ефес на III Вселенский собор карфагенского епископа Капреола, зачитанного на соборе и включенного в его Деяние 1-е.

8. Деяния Вселенских соборов. Т.5. 4-е изд. Казань, 1913. С.33-34.

9. Правило 19-е VI Вселенского Собора // Книга правил. М, 1901. С.89.

10. Деяния Вселенских соборов. Т.7. 2-е изд. Казань, 1913. С.15,16.

11. Там же. С.118.

12. Там же. С.169.

13. Там же. С.169-170.

14. Минея. Январь. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1983. С.15.

15. Там же. С.339,348.

16. Минея. Январь. Ч.2. 1983. С.204,206,214.

17. Там же. С.330,336,348.

18. Там же. С.407,409,413,413.

19. Минея. Ноябрь. Ч.1. 1980. С.385,385,385,402,385.

20. Минея. Январь. Ч.2. 1983. С.42,54.

21. Минея. Май. Ч.1. 1987. С.59.

22. Минея. Январь. Ч.2. 1983. С.111.

23. Минея. Февраль. 1981. С.594,595.

24. "Божественного осияния сподобися Свет прияти" - см. следующее примечание.

25. Минея. Декабрь. Ч.1. 1982. С.124,131.

26. Иерейский молитвенник. М., 1913, 145 об.