Письма к друзьям

c. Только - прим. ред.

Комментарии

1. Текст данного циркуляра, распространявшегося "секретно" (см. ниже), в настоящее время неизвестен; однако в мемуарной литературе, относящейся к данному периоду времени, имеются подтверждающие его свидетельства. Так, в воспоминаниях В.Ф. Марцинковского описывается литургия в московской таганской тюрьме, которую совершали несколько епископов во главе с митр. Кириллом Казанским (Смирновым); один из заключенных священников (игумен Иона) лишь прислуживал во время литургии, но не участвовал в причащении, поскольку "при совершении таинства вместо вина (с разрешения Патриарха Тихона) употреблялся клюквенный сок"; в качестве оправдания игумен Иона говорил: "Вот богослужебная книга ...> Прочитайте статью "о веществе таинства" ...> Видите, должно быть обязательно вино. И, может быть, по грехам нашим Бог отнял его у нас. Разрешение Патриарха Тихона для меня, как православного священника, недостаточное основание ...> Это соборное постановление Церкви, и только она в целом может его изменить" (Марцинковский В.Ф. Записки... С.217-218). Отметим также свидетельство В. Никифорова-Волгина: "...Голод. С превеликим трудом доставали горсточку муки для просфор. Литургийный хлеб стал теперь ржаным - почернело тело Христово..." (Дорожный посох. М., 1991. С.86).

2. Ин.15:1 (церк.-слав.).

3. В настоящее время в Русской Православной Церкви, как правило, совершается литургия Иоанна Златоуста, являющаяся сокращением и переработкой литургии Василия Великого; последняя также совершается, но реже (10 раз в году). В свою очередь св. Василий создал свою литургию путем систематизации и пересмотра многих существовавших ранее редакций, из которых наиболее древней является литургия ап. Иакова (брата Господня по плоти); в настоящее время эта литургия также совершается в некоторых православных храмах (как правило, в день памяти ап. Иакова - 23 октября по ст. стилю). Наконец, в некоторые дни четыредесятницы совершается также литургия Григория Двоеслова (литургия преждеосвященных даров).

4. "Служебник. М., 1977. С.393.

5. Книга правил святых Апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. М., 1901. С.205.

6. Там же. С.94-95.

7. Мф.26:29.

8. Служебник. М., 1977. С.393.

9. Собрание древних литургий, восточных и западных. Вып.1. СПб., 1874. С.176.

10. Св. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.2. СПб., 1857. С.119-121 (у Новоселова приведен другой перевод).

11. "Скрижаль. М., 1656. С.181-182.

12. Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. Ч.1. О Вере. Вопросы 106-107. М., 1831. С.86-87.