Письма к друзьям

a. Эти прещения во всей их строгости относятся, конечно, к инициаторам беззакония и к тем, кто доброхотно последовал за ними. Менее и в ином виновны те, кои из страха пред насильниками прекратили поминовение Патриарха на церковных службах, сохраняя, однако, внутреннее духовное единение с ним, как с законным архипастырем русской Церкви - прим. М.А. Новоселова.

b. Не всегда угрозами и насилием, а часто подкупом при посредстве камилавок, митр и других побрякушек [22], на которые так падко наше безыдейное в своем большинстве духовенство - прим. М.А. Новоселова.

c. Я подчеркиваю слово "богодейственный", чтобы вы не подумали, что я употребляю слово символ в современном, общеинтеллигентском и семинарском условном значении, в каковом прилагаю его, между прочим, и к таинствам. Нет, слово "символ" понимается здесь в смысле безусловном, в каком употребляли этот термин знаменитейшие церковные писатели и святые отцы, как например, Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник и др. Принимая его в безусловном, онтологическом значении, они и именовали таинства символами - прим. М.А. Новоселова.

Комментарии

1. "Живая Церковь" - одна из групп так называемых "обновленцев" - течения, возникшего в. русской православной церкви после революции 1917 г.; другие обновленческие группы: "Союз церковного возрождения", "Союз общин древлеапостольской церкви", "Свободная трудовая церковь", "Союз религиозно-трудовых общин". Объединяясь в главном (в признании тождества христианских и социалистических идеалов), указанные группы расходились по второстепенным вопросам (о второбрачии духовенства, женатом епископате, упразднении монашества и др.).

2. Пс.25:5 (церк-слав.).

3. Угодничество по отношению к властям, демагогия и политиканство, нечистоплотность в личной жизни, поведение на процессе митр. Вениамина Казанского главы живоцерковников Красницкого: его клеветнические показания во многом способствовали вынесению смертных приговоров владыке Вениамину и его друзьям.

4. Явившись 12 мая 1922 г. к Патриарху Тихону, группа обновленцев (Введенский, Красницкий и др.) потребовала от него самоустраниться от власти впредь до созыва собора, указывая на расстройство церковных дел, вызванное борьбой Патриарха против изъятия церковных ценностей. Ожидавший ареста (он последовал через неделю после этого визита) св. Тихон подписал резолюцию о передаче власти ярославскому митрополиту Агафангелу, а до его приезда в Москву - о передаче патриаршей канцелярии в ведение этой "инициативной" группы. Но после этого и Патриарх, и Агафангел были арестованы, и Высшее Церковное Управление оказалось в руках обновленцев, которые стали утверждать, что святитель сам отказался от власти. Впоследствии, выйдя из заключения, Патриарх Тихон писал в своем послании к Церкви (от 2/15 июля 1923): "Торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетельствуем, что ...> перечисленные лица овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами Нашей Церкви законных полномочий" (цит. по книге: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. Париж, 1977. С.342).

5. Живая Церковь. 1922. № 1-12.

6. "Революционный" характер многих статей журнала "Живая Церковь" подчеркивался уже их названием, например: "Церковная революция, ее враги и друзья" (Трегубов Ив., №3), "Церковный переворот в Петрограде" (Красницкий В., №4-5), "Революция духа" (Семенов К.В.) и т.п.; однако некоторые статьи посвящены нападкам на "тихоновскую" церковь с "канонической" стороны: доказывается, например, неканоничность архиерейского "самодержавия", монашества епископов и др.

7. 26 мая (ст.стиля) собрание московских благочинных 28 голосами при двух воздержавшихся приняло резолюцию (опубликована в "Живой Церкви" №3), в которой признало законность обновленческого ВЦУ.

8. Не вполне ясно, кого имеет здесь в виду Новоселов: в это время к митрополиту приезжал Красницкий (см.: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т.1. Kusnacht, 1978. С.118), но он не был протоиереем; с ним беседовал также П.Н. Красотин, но он был ярославским протоиереем.

9. Послание Агафангела к архипастырям и всем чадам Православной Русской церкви от 5/18 июня 1922 г. было напечатано в виде отдельных листовок (текст см.: Левитин, Шавров. Т.1. С.120-122).

10. "Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви ...> Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая" (Беседы на послание к Ефесянам, XI,4 // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго. Т.11, кн.1. СПб., 1905. С.102).