Письма к друзьям
Религию (как связь с Богом) заменят нравственностью. Заменят "делами закона".
Если станете на мою точку зрения, то увидите, что ныне происходящее может быть определено, как привитие к образованному, гуманитарному европейскому обществу принципов иудейства. Тех принципов, на которых стояли и которыми жили благочестивые иудеи времен Спасителя.
И вы еще увидите, что соперничество и борьба иудейских учеников, рационалистов-гуманистов, по существу может прекратиться только присоединением к еврейскому мессии.
Только еврейский мессия прекратит их борьбу и установит между ними единение.
И это единение будет иметь первым следствием гонение Церкви и стремление уничтожить ее, как вреднейшее суеверие.
class="postLine">Суеверие, которое вот уже 2000 лет мешает единению людей!!
И проповедь еврейского мессии будет так убедительна и разумна, что "даже и избранные прельстятся"! [49] (100-101) [k]
Я совершенно с Вами согласен во всем том, что Вы пишете о роли подвижников и святых в деле обновления и оживления людей.
Но только я думаю, что люди эти - эти святые - всегда налицо, но - что наше несовершенство мешает нам их видеть. Поэтому неразумно искать по потаенным местам, а надо "очищать себя", и эти святые сами к нам явятся, т.е. станут для нас явны.
"Пусть будет готов ученик, а учитель всегда готов и налицо" [50]
Если мы твердо это усвоим и будем твердо знать, что Учитель Христос всегда с нами, - но мы не всегда Его видим, - то мы не будем "надеяться на человеков" [51], а возложим упование на Христа. Понятное дело, что Христос проявится для нас в виде человеков, но ведь это - другое дело, ибо, хотя Он и проявится чрез человеков, все же до скончания века Он - Единый Учитель и Верховный Первосвященник. Великий-Единый-Учитель уже приходил и уже находится налицо. Живет на земле в Теле естества человеческого жизнью соборной [l].
И Тело это есть Церковь, глава которой - этот Единый Учитель Иисус Христос.
И в Нем, и только в Нем, человечество обретает спасение, и единение, и Бытие. (102)
* * *
От себя ничего больше прибавлять не буду.
Письмо вышло безобразно велико. Простите, что не сумел сделать короче. Прошу молитв о себе и о покойном рабе Божием Димитрии, уготовившим для нас такую обильную и питательную трапезу.
Мир вам, мои дорогие!
Любящий вас брат о Господе...
Примечания
a. Для такого представления, конечно, требуется вера или знание о том, что мы составляем (мы есмы) нечто самостоятельное, отдельное, вера в личную душу и т.п. Вот точно так же и для веры в Церковь, как в Организм и Тело Христа, требуется вера во Христа, как в Личность [10] - прим. Д.А.
b. Когда я уколю свой палец, то кто болит? Я или палец? Апостол отвечает: тебе больно в пальце! - прим. Д.А.