Письма к друзьям

j. При этом "еврейство" ведет свою линию. (90) - прим. Д.А.

k. В предыдущем письме Д.А. пишет: "Я думаю, что эта идея (обожествления себе довлеющего человека) быстро завоевывает умы людей. Я предрекаю ей скорый и быстрый видимый успех и внешнюю, видимую победу над идеей Богочеловечества". (90) Отстаивая эту идею (идею Богочеловечества. - прим. ред.), "Церковь главным образом борется с идеей человекобожества. С идеей замены Творца - тварью. С идеей упразднения Бога за практической Его ненадобностью. И с тенденцией замены религии - нравственностью". (102) - прим. Д.А.

l. "Вы говорите, что "Общество Звезды" верит в пришествие Великого Учителя. И я думаю, и знаю, что приидет еврейский мессия.

Но только для меня это - не Мессия, а кто-то другой; ибо Мессия уже приходил - и с тех пор уже живет среди людей в Теле естества человеческого.

Я не могу верить в пришествие Великого Учителя, потому что исповедую, что этот Единый Учитель уже пришел и есть и живет среди людей. И, стоя на этой точке зрения, могу принять слова Спасителя (в известном смысле), что приходящие до Него и после Него - воры и разбойники" [52]. (103) - прим. Д.А.

Комментарии

1. Речь идет о книге: "Письма князя Димитрия Александровича Хилкова". Вып.1. Сергиев Посад, Издание "Религиозно-философской Библиотеки", 1915; в 1916 г. в том же издательстве вышел и 2-й выпуск писем Хилкова.

2. Сам автор настоящего письма, М.А. Новоселов.

3. За храбрость и умелые воинские действия Хилков получил много отличий; в 25 лет он был произведен в чин подполковника.

4. Сначала Д.А. Хилков был социал-демократом. Находясь в Женеве, он сблизился с группой легальных марксистов и способствовал возобновлению в 1902 г. за границей их журнала "Жизнь" после его запрещения в России. Затем он примкнул к социал-революционерам. В 1905 г. Д.А. Хилков издавал "Народные листки" - революционные противоправительственные брошюры (в частности, брошюры "О свободе и о том, как она добывается", "Революция и сектанты" и др.). Однако революционером Дмитрий Александрович оставался недолго и уже к концу 1905 г. отошел от эсеровского ЦК, увидев, что там "дела делаются весьма нечистыми руками".

5. Хронологически этот период жизни Хилкова не следует за периодом его революционных увлечений, а предшествует ему; сначала он покровительствовал крестьянам-штундистам своего собственного села, а затем, будучи сосланным на Кавказ и познакомившись там с духоборами, искренне увлекся их учением и особенно строгостью жизни (в частности, твердым отказом от воинской службы, несовместимой с их религиозными убеждениями); Дмитрий Александрович принял самое горячее участие в судьбе духоборов и был в 1898-99 гг. одним из главных деятелей по их переселению за границу: по поручению Л.Н. Толстого он подготавливал этот переезд, ведя соответствующие переговоры сначала на Кипре, а затем с властями Канады.

6. Село Павловка Сумского уезда Харьковской губернии.

7. Вступив добровольцем (в возрасте 56-ти лет) в свой родной Кубанский 3-й Хоперский полк, князь был убит в конце октября 1914 г. в утреннем бою во время разведки при наступлении на Галицию.

8. "Читатели писем князя Д. А. Хилкова, напечатанных нами в прошлом году, не могли не обратить внимания на то, что орфография автора писем отличается некоторым своеобразием: так, напр., мы нередко встречаем у него довольно необычное употребление заглавных букв, кавычек, а также замену точкой других знаков препинания и проч. Тем не менее мы предпочитаем, с этой оговоркой, оставить неприкосновенной орфографию автора, за исключением тех случаев, где сохранение ее слишком резало бы глаза, а иногда могло бы вызвать недоумения и относительно смысла речи. М.Н." (Письма князя Димитрия Александровича Хилкова. Вып.2. Сергиев Посад, 1916. С.3.