Письма к друзьям

29. У Хилкова: "...семью и Личность".

30. Гал.2:20.

31. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Ин.6:54).

32. Ср.: "Бог идеже хощет, побеждается естества чин" (Канон великий. Творение святого Андрея Критского. 2-е изд. М., 1915. С.27).

33. Противопоставление веры ученого и веры простеца (в пользу последней) популярно в западной христианской традиции. Так, незадолго до смерти французский химик и микробиолог Луи Пастер писал о своей вере: "Я много изучал, поэтому я верую так же искренно, как бретонский крестьянин; если бы я сделался еще ученее, то моя вера сделалась бы так же глубока и пламенна, как вера бретонской бабы" (цит. по журн. "Вера и Разум", 1901, №9. С.370). В православной традиции указанное противоположение выражено слабее (что, возможно, связано с запаздыванием развития естествознания в странах православного Востока), а его методологическая ценность иногда вообще ставится под сомнение: "С давних времен Франция восхищается так называемою "верою угольщика" (la foi du charbonnier). Но почему же, спрашивается, именно угольщика, а не ученого, или не мудреца, не апостола? Потому, что, по понятиям Латинян, вера полная, несомневающаяся, есть исключительная принадлежность невежды ...> В этом одном слове "вера угольщика" заключается полная исповедь неверия" (Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа. 1855 // Полн. собр. соч. 4-е изд. Т.2. М., 1900. С.103; нельзя не видеть некоторой запальчивости в приведенном суждении). Отметим также, что персонификация простеца в виде "угольщика" имеет любопытную историческую параллель: известно, что священномученик Александр Команский (III в.) был до своего призвания к епископскому служению (св. Григорием Чудотворцем) простым угольщиком, впрочем, не по недостатку образования (он прежде был философом), а ради подвига смирения.

34. Гал.2:20.

35. Мф.10:39.

36. Лк.15:11-32.

37. При публикации этого письма З. Крахмальниковой (Надежда. Вып.10. Франкфурт-на-Майне, 1984) данный абзац (и следующий за ним), как и ряд мест на с.50-53, был исключен - по-видимому, чтобы не навлечь на Хилкова подозрений в антисемитизме; однако в письмах Хилкова можно найти и такие высказывания: "Глупая травля евреев "Русским знаменем" до войны не всех коробила. Ныне же и Пуришкевич ею возмущается" ("Письма". Вып.1. С.121). Новоселов комментирует это место следующим образом: "Князь Д.А. Х-в не может быть причислен ни к юдофобам, ни к юдофилам. Осуждая здесь "глупую" (курсив автора) травлю евреев, он в других письмах, имеющих войти в состав след. выпуска, указывает вполне определенно на некоторые отрицательные черты нравственного облика евреев" (Там же).

38. Ин.21:15-17.

39. Мф.2:1-12 (поклонение волхвов); Лк.2:8-20 (поклонение пастухов).

40. Деян.5:34-40.

41. Ин.10:31.

42. Ин.6:15.