Письма к друзьям

f. Ср. 14-е и 15-е правила Двукратного собора, приведенные мною в первом письме в связи с антиканоничными по существу и по форме действиями живоцерковников - прим. М. Новоселова.

g. Как "управляющему делами" ВЦУ - прим. М. Новоселова.

h. Теперь главные церковные деятели, не согласные с парламентскими партиями ВЦУ, или сосланы, или заключены в тюрьме [24] - прим. М. Новоселова.

Комментарии

1. Обновленческий собор проходил с 29 апреля по 9 мая 1923 г.

2. Не вполне ясно, программу какой именно обновленческой группы (см. прим. I,1) имеет в виду Новоселов; несколько таких программ приводятся в книге А. Левитина, В. Шаврова "Очерки по истории русской церковной смуты" (Т.2. Kusnacht, 1978. С.27-30, 34-38, 41-45).

3. "К вящей славе новой церкви" (лат.); формула "к вящей славе (Божией)" - девиз иезуитов, которым они прикрывали многие преступления, направленные к укреплению власти папы; этот же девиз занимает одно из центральных мест в кальвинизме (см.: М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма).

4. В п.10 "Положения" о созыве собора говорится: "При выборах на Собор монашествующие священнослужители пользуются правами, равными с белым духовенством, а монахи, не имеющие священного сана, наравне с мирянами" (Поместный Собор. Симбирск, 1923. С.4).

5. "Рукополагаемым в Епископа, или в степени причта, рукополагающие предварительно да влагают во уши постановления Соборов, дабы не поступали вопреки определениям Собора и не раскаявались" (Правило 25-е Карфагенского Собора // Книга правил. М., 1901. С.198).

6. "Такожде, аще кто речет, яко та же благодать Божия, яже о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам, к тому токмо, чтобы не согрешати, поелику ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искати, и от чего уклонятися, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творити: таковый да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум кичит, а любы созидает (1Кор.8:1): то весьма нечестиво было бы верити, яко к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем: тогда как и то и другое есть дар Божий, и знание, что подобает творити, и любовь к добру, которое подобает творити, дабы при созидающей любви не мог кичити разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму (Пс.93:10): такожде написано и сие: любы от Бога есть (1Ин.4:7)" (Правило 126-е Карфагенского Собора // Там же. С.239).

7. Требник в двух частях. Ч.1. М., 1915. Л.65об-72.

8. "Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы" (Правило 26-е Святых Апостол // Книга правил. М., 1901. С.21).

"...Кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел: тот не может быти Епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина..." (Правило 3-е VI Вселенского Собора // Там же. С.80).

"Понеже речено в апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетатися с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера" (Правило 6-е Шестого Вселенского Собора // Там же. С.81).