Письма к друзьям

"Константинопольский Епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим" (Правило 3-е II Вселенского Собора // Там же. С.47).

"По каждой епархии, в селах или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными Епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридесяти лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Аще же не далее тридесяти лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающым себя обиженными, начати о том дело пред областным Собором. Аще же кто будет обижен от своего Митрополита: да судится пред Экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку" (Правило 17-е IV Вселенского Собора // Там же. С.65).

"Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел" (Правило 38-е VI Вселенского Собора // Там же. С.98).

15. Например: "приличным признано просити их гражданскую власть; в данном конкретном тексте: "начальствующих в Африке". - Е.П.> о вспомоществовании общей матери Кафолической Церкви в том случае, когда власть Епископов бывает пренебрегаема во градах" (Правило 78-е Карфагенского Собора); гражданской власти предаются для обуздания: епископы, непокорные собору (Правило 59-е Карфагенского Собора), пресвитеры и диаконы, непокорные епископу (Правило 5-е Антиохийского Собора), миряне, непокорные церковным епитимиям (Правило 9-е Двукратного Собора); епископ не должен продавать местным властям или кому иному землю, принадлежащую церкви (Правило 12-е VII Вселенского Собора); и т.п.

16. "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная,, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия" (Еф.6:5-9; см. также Кол.3:22-25; 4:1).

17. "С необходимыми изменениями" (лат.).

18. Буквально: "городу и миру" (лат.); ко всеобщему сведению.

19. В сентябре 1922 г. на сессии украинских православных епископов было объявлено об автокефалии украинской церкви. Но Патриарх Тихон своим письмом №146 от 24 марта 1924 г. не признал этой автокефалии, т.к. она была принята не Всеукраинским Собором, а лишь совещанием епископов. Тогда в мае 1925 г. был собран II Всеукраинский собор православной церкви, который вновь утвердил автокефалию УАПЦ (ликвидирована в 1930). Параллельно с УАПЦ на Украине возникла и другая, церковно-обновленческая иерархия, просуществовавшая до 1934 г.

20. Правило 1-е из Правил св. Василия Великого, содержащихся в его 1-м каноническом послании // Книга правил. М., 1901. С.314.

21. А.И. Новиков, никому не известный мирянин из Ярославля, был назначен управляющим делами обновленческого ВЦУ по настоянию В. Красницкого (вместо свящ. Евг. Белкова) в августе 1922 г.; однако после возникновения "раскола в расколе" - выступления еп. Антонина Грановского против группы "Живая Церковь" и лично В.Д. Красницкого - его "выдвиженец" неожиданно стал поддерживать Антонина и объявил о создании им "левого крыла" Живой Церкви; результатом было возникновение "персонального дела" Новикова и торжественное исключение его из группы "Живая Церковь" и из ее ЦК с формулировкой "за разложение состава группы, за злоупотребление доверием" и т.п. (см.: Живая Церковь. №11. С.20).

22. Во всех бывших в нашем распоряжении списках "Писем" в этом месте пропуск: по-видимому, здесь стояло какое-то слово на иностранном языке.

23. Исправление богослужебных книг Никоном и введения синодального управления Петром.

24. В частности, весной 1923 г. находились в заключении, помимо Патриарха Тихона, два его местоблюстителя, избранных им по поручению Собора в 1918 г.: митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский); оба были непреклонными борцами с обновленчеством.

25. Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и первой половине XIX столетия. 2-е изд. Казань, 1900. С.14-15.