Путь разума в поисках истины

Разве пропаганда (узаконенная!) всякого рода безнравственности и открытого глумления над телом и душой человека, свобода каких угодно извращений, господство золотого тельца, диктат преступных кланов ... - не свидетельство одичания дехристианизированного мира?

Разве современная демократия не есть фактический деспотизм финасово-промышленной олигархии, преследующей только свои цели, и завуалированное рабство народа (демоса)?

Наконец, разве полная вседозволенность оккультизма, магии, колдовства, вплоть до сатанизма, открытое попрание всякой святыни ("религиозная свобода"), пропаганда культа жестокости и насилия - это не совлечение с себя современным цивилизованным обществом образа Божия и человеческого и ревность об образе зверином (От. 13:1-18)?!

Несомненно, что в самой идее безграничного познания ("по ту сторону добра и зла"), изначально заложенной в "проекте" нашей цивилизации, человеческий разум допустил принципиальный просчет. [12] Сейчас, когда началось III-е тысячелетие, это стало очевидным фактом.

Цит по: Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982. С. 296. ^

Фрэзер Д. Золотая ветвь. Ч. 1. Магия и религия. М., 1931. С. 73. ^

Цит по: Григулевич И. Пророки новой истины. М., 1983. С. 191. ^

Там же. С. 193. ^

Крайним, экстравагантным, нетрадиционным. ^

Там же. ^

Там же. С. 200. ^

Литературная газета. 1967. № 34. ^

См. об этом, например, Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917. ^

Цит. по: Кюнг Г. Указ соч. С. 297. ^

Аксаков И.С. Христианство и социальный прогресс. Цит. по: Палицкий А. На запросы духа. Петроград. 1914. С. 7 ^

Преп. Каллист Катафигиот говорил: "Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть". ^

4. Христианство

Каково понимание истины в христианстве?

Уже исповедание Единого Личного Бога существенно меняет, по сравнению с научным и философским подходами, осмысление проблемы истины. Бог есть не просто источник всякого бытия и сознания, но само Бытие ("Я есмь Сущий" - Исх. 3:14) и Сознание, то есть сама Истина. Этот логически естественный вывод является бесспорным для всех монотеистических религий. Однако в христианстве он принципиально углубляется и приобретает уникальный в истории человеческой мысли характер.

Христианство исповедует истину как совершенное Богочеловечество, осуществленное в неслитном, неизменном, нераздельном и неразлучном (по определению четвертого Вселенского Халкидонского Собора 451 года) соединении Божественного Логоса с человеческой природой в Богочеловеке Иисусе Христе. Христос, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9), есть высшее, доступное человеческому постижению, самооткровение Бога миру, есть Сама Истина: "Я есмь путь и истина и жизнь, ибо "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14:6-7; 9-11). Истина, оказывается, есть не что, а Кто.

Таким образом, христианство утверждает, что истина - это не изменчивый тварный мир (включая и человека), не тождество отображения т. н. объективной реальности в сознании человека, не высшая умом созерцаемая идея, не совершенная рациональная модель, не универсальная функция. Она даже не моноличностный Бог-Дух, в силу Божественной трансцендентности принципиально недоступный человеческому познанию.