Путь разума в поисках истины

Преп. Васануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах. СПб. 1905.Ответ №373. С.253-254. ^

Действительно, стремление к т.н. полноте этой жизни, к наслаждению немыслимо без полноты социальных и политических свобод. Максимальная полнота прав и свобод - необходимое условие материалистического рая. Однако эта аксиома материализма утопична. Кант хорошо об этом сказал: "На самом деле мы находим, что чем больше просвещенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности" (И. Кант. Соч. Т. 4, ч. 1. М. 1965. С. 230). ^

Эпиктет, например, писал: "Кто свободен телом и несвободен душой, тот раб; и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно - свободен". Римские стоики. М.1995. С.252. ^

Иером. Дамаскин. Не от мира сего. М. 1995. С. 980. ^

В обществе, действительно заинтересованном в воспитании Человека, не все права могут быть просто и безусловно данными, границы их должны постепенно расширяться и углубляться по мере морального и духовного роста человека и общества. ^

П. Калиновский. Переход. М. 1991. С. 15. ^

И.С. Аксаков. Христианство и социальный прогресс. // А. Палицкий. На запросы духа. (Сборник). Петроград. 1914. С. 7. ^

Иером. Дамаскин. Не от мира сего. М. 1995. С. 870-871. ^

См, напр., Столп Православной Церкви. Птр.1915. С.402. ^

В феврале 1917 года, когда открылся Поместный Собор, он писал: "Высочайшая резолюция 31 марта 1905 года на докладе Святейшего Синода о созыве Собора: "Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне время столь великое дело... Предоставляю себе, когда наступит благоприятное для сего время... созвать Собор Всероссийской Церкви". Годы шли за годами... положение Православной Церкви становилось невыносимым. Церковная жизнь приходила все в большее и большее расстройство... Прежде гонимые религиозные общины получили свободу. В древней православной Москве беспрепятственно заседали соборы раскольников, собирались съезды баптистов. Для Православной же Церкви все еще не настало лето благоприятное... Отношение царствовавшей династии к Православной Церкви - это исторический пример неблагодарности... Ужасным позором и тяжким всенародным бедствием оканчивается Петербургский период русской истории". Цит. по: "Церковь и общество". 1998. № 4. С. 60. См. также: № 3. С. 57. ^

Дневник А.А. Киреева. Цит. по С.Л. Фирсов. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб. 1996. С. 315. ^

Преп. Марк Подвижник писал: "Господь, дав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви" (Преп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. М. 1858. С. 251). ^

V. Откровение

Одной из важнейших и неотъемлемых положений любого религиозного учения является вера в возможность и необходимость Божественного Откровения. В каждой религии учение о нем имеет свои особенности, обусловленные спецификой понимания Бога и человека. Христианство полностью зиждется на Откровении, Христу обязано своим возникновением, Им "живет и движется, и существует". Чтобы увидеть основные особенности христианского учения об Откровении, необходимо рассмотреть ряд вопросов.