Путь разума в поисках истины

Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви "Добротолюбие" решительно запрещает такого рода "духовные упражнения", которые связаны с воображением, представлением, беседами с распятым Иисусом. Вот несколько высказываний оттуда.

Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: "Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам" [37].

Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве "воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых", прямо говорит, что "это есть знак прелести". "На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное" [38].

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: "Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или святого какого... Приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть... но паче похваляет его, как мудрого" [39].

Приведенные примеры показывают, что нарушение законов духовной жизни непременно влечет за собой глубокие искажения сознания и чувств (сердца) человека. Он приобщается миру духов падших, духов лжи и заблуждения. Это приводит к лжевидениям, лжеоткровениям, к прелести. И поскольку никто не защищен от духовной слепоты и скрытой гордости, то неизменное и твердое правило Церкви - не принимать никаких откровений, но пребывать в покаянии и смирении.

См., напр.: ЖМП. 1992. № 6. "О лжеучениях..". ^

Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. СПб. 1905. Т. 3. ^

Там же. С. 56. ^

Там же. Т. 2. С. 59. ^

Там же. С. 126. ^

Там же. Т. 3. С. 18. ^

Там же. Т. 3. С. 18. ^

Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464. ^

Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. С. 224. ^

Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 2. С. 17. ^

Св. Игнатий. Собрание писем. М. - СПб. 1995. Письмо №290. ^

Твор.. Т. 1. С. 255. ^

Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 55. С. 372. ^

Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 2. С. 126. ^

См. характеристику католической мистики, например, у свящ. П. Флоренского в его книге "Столп и утверждение истины". Прим. 400. ^

Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 1. С. 559. ^