Путь разума в поисках истины
Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 2. С. 17. ^
Св. Игнатий. Собрание писем. М. - СПб. 1995. Письмо №290. ^
Твор.. Т. 1. С. 255. ^
Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 55. С. 372. ^
Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 2. С. 126. ^
См. характеристику католической мистики, например, у свящ. П. Флоренского в его книге "Столп и утверждение истины". Прим. 400. ^
Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 1. С. 559. ^
Там же. Т. 4. С. 499. ^
Лодыженский М.В. Свет Незримый. Пг. 1915. Там же. С. 109. ^
Святой Франциск Ассизский. Сочинения. М. Изд. францисканцев. 1995. С.145. ^
Там же. С. 20. ^
Лодыженский. С. 129. ^
Лодыженский. Там же. С. 112. ^
Лодыженский. Там же. С. 133. ^
Откровения блаженной Анжелы. М., 1918. ^
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т. 1. С. 867-868. ^
Мережковский Д.С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 88. ^
Там же. С. 73. ^
Там же. С. 69. ^
Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. М., 1910. С. 337. ^
Повесть об одной душе. //Символ. 1996. № 36. Париж. С. 151. ^
Там же. С. 90. ^
Там же. С. 183. ^
Там же. С. 95. ^
Быков А.А., И. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1890. С. 28. ^
Лодыженский М.С. Свет Незримый. Пг., 1915. С. 139-140. ^
Там же. С. 140. ^
Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. М., 1884. С. 237. ^
Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464. ^
Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. С. 224. ^
4. Экзорцизм
Прелесть, т.е. высокое мнение о себе, невидение своего духовного убожества, "смиренное" чувство способности к получению откровений проявляет себя в самых разнообразных формах. Чаще всего - это дерзкие попытки к пророчествам, к беспрекословному духовному управлению людьми (лжестарчество), к совершению чудес и знамений и т.д. Одним из подобных деяний является и распространяющееся в последние два-три десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм).
Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого, как известно, иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие, и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника), превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больных. Лаодикийский собор (364 г.) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах..." (прав. 26). Очень важным при этом показателем духовного состояния отчитывающих священников является тот факт, что не духовники благословляют их на это, а они сами у духовников испрашивают благословения.
Экзорцизм имел место среди первых христиан в век чрезвычайных дарований. Однако и тогда изгоняли бесов только те христиане, которые получили этот дар Святого Духа. Они действовали по повелению Божию, а не по собственному произволению. В послании под именем святителя Климента Римского (I в.) "О девстве" аскетам-экзорцистам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания". Этот дар Духа Святого был редким, а жаждущих изгонять бесов и в те времена было немало, в связи с чем уже "Постановления апостольские" (III в.) запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В V в. экзорцисты уже не упоминаются на Востоке [1].
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя: "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21), то есть строгой подвижнической жизнью. Правильная жизнь приводит христианина к смирению, достижению бесстрастия. И из таковых лишь немногим Господь ниспосылал дар побеждения злых духов. Все другие заклинатели, независимо от их сана, по учению Отцов, суть прельщенные и прельщающие, прикрывающие лишь выпрошенными благословениями отсутствие у себя этого дара Божия.