Путь разума в поисках истины

Великое искушение для человека - стремление достичь здоровья и прочих земных благ любыми средствами, не взирая на тот вред, который может при этом быть для его души. Так называемое отчитывание наглядно это иллюстрирует. Современные люди просто не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на "отчитку". Священник же, "молитвою и постом" не получив от Бога дара изгнания бесов, и пытающийся сам, путем вычитывания молитв и прочих действий победить злых духов, красноречиво свидетельствует о себе. Святитель Игнатий с горечью писал о подобных "чудотворцах": "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" [15].

Заклинание духов в наше время, когда "оскуде преподобный", может иметь самые губительные духовные, психические и физические последствия, как в личном, так и в социальном отношениях, как для самих больных, так, естественно, и для отчитывающего. Преп. Амвросий Оптинский говорил: "Если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами. Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами" [16]. Священник, дерзающий изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян. 19:13), рискует подвергнуть себя подобному же поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, а бесноватого ввергнуть в еще более тяжкие болезни и страдания [17].

Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия //Богословские труды. Сб. 21. С. 31. ^

Лавсаик. М., 1992. С. 126-127. ^

Там же. С. 223. Вопрос 301. ^

См., свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 1. СПб. 1905. С. 274. ^

Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190). ^

"Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения..." (свт. Игнатий (Брянчанинов), Собрание писем, М., 1995. С. 217-218). ^

Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1993. С. 137. Слово 30. ^

Там же. Сл. 36. С. 225. ^

Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12. 43-45. ^

Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем, М., 1995. С. 217-218. ^

СПб. 1897. Т. 3. Кн. 1. С. 341. ^

Послушник Симеон. Путешествие утлой ладьи по бурному житейскому морю. М. 2000. С. 72. ^