Путь разума в поисках истины

Термин "язычество" происходит от церковнославянского слова "язык", означающего "народ". В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. От иудеев термин "язычество" перешел и в христианскую лексику. Однако в христианстве он уже не включает в себя что-либо связанное с нацией или расой. Им обозначаются религиозные учения и мировоззрения, имеющие ряд определенных признаков (см. ниже). Язычество имеет две основных категории: религиозную и нерелигиозную. Первая представляет собой то, что обычно называется естественным богопознанием (см. выше) и включает в себя все религии и религиозные верования, не принимающие Библии за источник сверхъестественного Откровения. Вторая - все прочие нехристианские мировоззрения.

Язычество... лжерелигиозно и лжедуховно. Оно - искажение, извращение, растление истинной веры, присущей человечеству изначала, и, вместе, мучительная попытка выбраться из духовной смуты, так сказать "духовное барахтанье. Язычество - это самообольщение [1].

Язычество по своим самым существенным характеристикам является полной противоположностью христианства (Мф.18:17): "...да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18:17). Господь запрещает уподобляться язычникам в многословии на молитве (Мф. 6:8), в их отношении к людям: "Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?" (Мф.5:47). "Не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или: "что пить?" или: "во что одеться?" Потому что всего этого ищут язычники" (Мф. 6:31-32).

Апостол Петр призывает христиан не поступать "по воле языческой", не предаваться "нелепому", (слав. - "богомерзкому") идолослужению (1Петр. 4:3). Св. апостол Павел ярко изображает глубину падения человека в язычестве (Рим. 1:21-25). По его словам, язычники Бога не знают (Фес.4:5), ходят "к безгласным идолам" (1 Кор. 12:2).

Древние христианские писатели хотя и говорят, что Бог и язычников милует и им открывает Себя в их совести и разуме, однако постоянно подчеркивают существенное различие между язычеством и учением Христовым. Так, христианский апологет Аристид в своей "Апологии" подвергает критике религиозные верования "варваров и эллинов". "Те и другие, - говорит он, - грубо заблуждаются. Первые - поклоняясь стихиям, а вторые - воздавая поклонение антропоморфным богам" [2]. Другой христианский апологет Татиан, который, по его признанию, "ознакомился с мистериями, исследовал различные виды богопочитания" [3] говорит, что отвергает "языческие заблуждения, как детские бредни" [4], что языческие мифы - "чистый вздор" и что "христианское познание о Боге неприлично даже сравнивать с мнениями язычников, которые погрузились в вещество и нечистоту" [5]. Тертуллиан в резкой форме обращается к язычникам: "Боги ваши и демоны - одно и то же, а идолы - тела демонов" [6].

Язычество очень неоднородно по форме. Существует множество его видов: магия, шаманство, все политеистические религии, сатанизм, атеизм, материализм и др. Однако есть признаки, наиболее характерные для большинства из них: натурализм, идолопоклонство, магизм, мистицизм.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 674. ^

Попов И.В., проф. Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 1916, 38 изд., с. 34-35. ^

Татиан. Речь против эллинов, 29. М. 1863, с. 169. ^

Там же, 30, с. 170. ^

Там же, 2, с. 161-162. ^

Тертуллиан. Твор. Т. 1. Апология, 23. СПб. 1847. С. 56. ^

1. Натурализм

Под натурализмом (от лат. natura - природа, естество) в данном случае подразумевается такой жизненный принцип, согласно которому цель жизни видится в максимальном удовлетворении всех т.н. естественных потребностей человека - того, что апостол Иоанн Богослов определяет как "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1Ин.2:16). Подобная жизненная установка обычно связана с широкой моральной "свободой" личности. Она исходит из понимания человека как существа духовно полноценного ("человек - это звучит гордо") и потому нуждающегося лишь в соответствующих материальных и социальных условиях жизни и возможности самореализации. Поэтому христианское учение о поврежденности человеческой природы (т.н. первородный грех) и необходимости ее исцеления от страстей ("похотей") для достижения полноценной жизни чуждо язычеству. Язычник, напротив, доволен собой, своим умом, он ищет лишь внешней свободы "хлеба и зрелищ".