Приношение современному монашеству

"Бдение, молитва и терпение постигающих нас скорбей доставляют сердцу безвредное, полезное сокрушение, лишь бы только несоразмерное усиление подвига не отняло у него существенного достоинства. Нерадящий об этих трех видах делания, упражняющийся в них слабо, подвергнется нестерпимой муке при кончине своей" [392].

"Во время кончины сластолюбивое сердце служит для души темницею и оковами; любящее же подвиг - дверью отверстою" [393].

"Железные врата, вводящие в Иерусалим, - образ жестокого сердца: отверзаются они сами собою ведущему подвижническую жизнь и терпящему скорби, как отверзлись апостолу Петру" [394].

"В то время, как действует в тебе память Божия, умножай моление, чтоб и Господь воспомянул о тебе, когда забвение о Нем нападет на тебя" [395].

"Милостивое сердце очевидно привлечет к себе милость: противоположное этому, естественно, должно случиться с сердцем, находящимся в расположении, противоположном милости" [396].

"Закон духовной свободы научает истине, и многие знают его поверхностным разумением, но не многие уразумевают по мере исполнения заповедей делами" [397].

"Совершенство духовного закона сокрыто в Кресте Христовом" [398].

"За скорби уготовано человекам благое; злое - за тщеславие и сластолюбие" [399].

"Обижаемый человеками избегает греха и обретает заступление, соразмерное скорби" [400].

{стр. 139}

"Кто верует Христу, обетовавшему воздаяние, тот усердно, по мере веры, претерпит всякую обиду" [401].

"Кто молится о человеках, обижающих его, тот низлагает бесов; низлагается бесами тот, кто дозволит себе противоборство обижающим его человекам" [402].

"Поношение от человеков приносит скорбь сердцу: оно, для терпящего, бывает причиною чистоты" [403].

"Живя в довольстве, принимай попущаемые скорби и, как долженствующий дать отчет, воспрещай себе излишества" [404].

"Случившаяся нечаянно скорбь напоминает благоразумному о Боге, уязвляя забывшего о Боге соразмерно вкравшемуся забвению" [405].

"Умственно показывай себя Владыке: человек бо зрит на лице, Бог же на сердце" [406].

"Всякая невольная скорбь да научает тебя обращаться к памятованию Бога, - и не оскудеет в тебе побуждение к покаянию" [407].

"Исследывай свои грехи, а не грехи ближнего, и не будет окраден твой духовный подвиг" [408].

"Неудобопростительно нерадение о всех посильных добродетелях; милостыня и молитва восставляют нерадевших" [409].

"Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия: истинная любовь искушается противностями" [410].

"Не подумай, что можно стяжать добродетель без скорби: жительствующий в отраде пребывает чуждым духовной опытности" [411].