Приношение современному монашеству
"Воздержись от всякого излишества при удовлетворении нуждам тела, - и тогда возможешь усмотреть козни диавольские" [452].
"Когда ум оставит телесные попечения, тогда начнет видеть, соразмерно этому оставлению, козни невидимых врагов" [453].
"Иной по наружности исполняет заповедь, но в сущности удовлетворяет своей тайной страсти и растлевает доброе дело греховными помыслами" [454].
{стр. 143}
"Вводимый в начало зла, не скажи: оно не победит меня. Насколько ты введен в него, настолько уже и побежден" [455].
"Всякое великое согрешение начинается с малого подчинения началам его и возрастает постепенно, будучи питаемо и развиваемо" [456].
"Козни злобы - мрежа многоплетенная! часто запутывающегося в ней она охватывает со всех сторон, если он попустит себе нерадение" [457].
"Не желай слышать о несчастии, постигшем человека, враждебного тебе. Слушающие произвольно такие поведания пожинают плоды своего произволения" [458].
"Не думай, что всякая скорбь попускается человекам за грехи их: искушаются и благоугождающие Богу. Говорит Писание: нечестивый и беззаконницы же изженутся [459]; оно же говорит: еси же хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут" [460].
"Во время скорби постарайся заметить действие сластей: они, утешая в скорби, бывают нам приятны" [461].
"Некоторые называют мудрыми понимающих и объясняющих различные предметы в видимом мире: мудры - обладающие своими пожеланиями" [462].
"Если увидишь сильное движение в душе, влекущее к страсти безмолвствующий ум, то знай, что ум предупредил это невольное действие действием произвольным, произвольно приведя в движение страсть и насадив ее в сердце" [463].
"Когда престанешь исполнять на деле плотские похотения, по учению Писания, тогда, при помощи Господа, удобно прекратится и в душе невидимое действие страстей" [464].
"Бог вменяет нам и дела и намерения. В Писании сказано: Господь воздаст коемуждо по деянием его [465]; также сказано: даст ти Господь по сердцу твоему" [466].
"Незанимающийся постоянно рассматриванием своей совести не возложит на себя и телесных подвигов для стяжания благочестия" [467].
"Невозложивший на себя произвольно подвигов для стя{стр. 144}жания благочестия тем сильнее будет подвергаться скорбям невольным" [468].
"Совесть есть книга естественного закона. Читающий эту книгу, исполнением на деле требований ее, опытно познает, что Бог вспомоществует человеку" [469].
"Познавший волю Божию и исполняющий ее по силе малыми трудами избежит трудов великих" [470].
"Хотящий победить искушения без молитвы и терпения не возможет отразить их от себя, - запутается в них еще более" [471].
"Благое направление совести приобретается молитвою, и чистая молитва - правильно настроенною совестию. Одно служит последствием другому естественно" [472].
"Иаков устроил Иосифу пеструю одежду, и Господь дарует кроткому разум истины, по свидетельству Писания. Научит Господь, - говорит оно, - кроткия путем Своим" [473].