Приношение современному монашеству

"Господь сокровен в заповедях Своих, - и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его" [474].

"Мир Христов есть избавление от страстей: он не может быть получен иначе, как действием Святого Духа" [475].

"Господь, научая нас, что исполнение каждой заповеди Его есть долг наш, а усыновление Богу есть дар Его, даруемый вследствие искупления человеков кровию Его, говорит: егда сотворите вся поведенная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: и еже должни бехом сотворити, сотворихом [476]. Из этих слов явствует, что Царство Небесное не есть возмездие за дела, но дар по благоволению Божию, уготованный верным рабам" [477].

"Христос умре грех наших ради, по Писанием [478], и тем, которые служат Ему благоугодно, дарует свободу: добре, рабе благий и верный, - говорит Он, - о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего" [479].

"Почитающий Господа исполняет поведенное Им. Согрешивший же, то есть преслушавший Господа, терпеливо пере{стр. 145}носит попущаемые скорби, как свойственные себе, как свою принадлежность" [480].

"Искушения, случающиеся с нами неожиданно, научают нас быть трудолюбивыми и привлекают к покаянию при недостаточном произволении к нему. Совершается это по смотрению о нас Божию" [481].

"Скорби, постигающие человеков, суть порождения соделанных ими согрешений и живущих в них страстей. Если будем претерпевать эти скорби при помощи молитвы, то последует за наведенными скорбями наведение благого положения" [482].

"Некоторые, будучи похвалены за добродетель, усладились этою похвалою, и наслаждение тщеславием приняли за утешение совести; другие, будучи обличены во грехе, опечалились, и полезную печаль сочли действием злобы" [483].

"Желающий преплыть мысленное море возделывает в себе долготерпение, смиренномудрие, терпение, воздержание. Если же он покусится совершить плавание без содействия этих добродетелей, то возмутит лишь сердце свое, а преплыть не возможет" [484].

"Безмолвие заключается в отвержении всех видов зла. Кто при безмолвии совокупит четыре вышеупомянутые добродетели с молитвою, для того они соделаются надежнейшим средством к достижению бесстрастия" [485].

"Невозможно безмолвствовать умом, не безмолвствуя по телу, невозможно уничтожить разъединения тела с духом без безмолвия и молитвы" [486].

"Молитва без сосредоточенной в нее мысли вниманием не признается совершенною; но мысль, вопиющую безмолвно, то есть без расхищения рассеянностию, услышит Бог" [487].

"Ум, молящийся неразвлеченно, утесняет сердце: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" [488].

"И молитва называется добродетелию, хотя она - мать всех добродетелей: она рождает их от соединения со Христом" [489].