Приношение современному монашеству

"Некоторые, будучи похвалены за добродетель, усладились этою похвалою, и наслаждение тщеславием приняли за утешение совести; другие, будучи обличены во грехе, опечалились, и полезную печаль сочли действием злобы" [483].

"Желающий преплыть мысленное море возделывает в себе долготерпение, смиренномудрие, терпение, воздержание. Если же он покусится совершить плавание без содействия этих добродетелей, то возмутит лишь сердце свое, а преплыть не возможет" [484].

"Безмолвие заключается в отвержении всех видов зла. Кто при безмолвии совокупит четыре вышеупомянутые добродетели с молитвою, для того они соделаются надежнейшим средством к достижению бесстрастия" [485].

"Невозможно безмолвствовать умом, не безмолвствуя по телу, невозможно уничтожить разъединения тела с духом без безмолвия и молитвы" [486].

"Молитва без сосредоточенной в нее мысли вниманием не признается совершенною; но мысль, вопиющую безмолвно, то есть без расхищения рассеянностию, услышит Бог" [487].

"Ум, молящийся неразвлеченно, утесняет сердце: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" [488].

"И молитва называется добродетелию, хотя она - мать всех добродетелей: она рождает их от соединения со Христом" [489].

"Что сделаем без молитвы и не возложа упования на Бога, то оказывается впоследствии вредным и погрешительным" [490].

"Если впадешь в уныние при молитве или подвергнешься многообразным напастям от врага, то приведи себе на память {стр. 146} предстоящее тебе исшествие из этой жизни и лютые адские муки. Но лучше прилепляться к Богу молитвою и возложением на Него всех попечений, нежели прибегать к воспоминаниям, нарушающим сосредоточенность, несмотря на пользу их" [491].

"Не признается воздержником тот, кто развлечен разнообразными помыслами, хотя бы они и были полезны: не полезнее они молитвы" [492].

"Кающийся правильно не думает, чтоб его подвиг покаяния служил удовлетворительным возмездием за соделанные грехи, но усиливается подвигом покаяния умилостивить Бога" [493].

"Сколько бы мы ни умножили сегодня добродетель нашу, - этим не заслужим воздаяния: это - обличение предшествовавшего нерадения" [494].

"Великая добродетель - терпеть приключающиеся скорби и любить ближнего ненавидящего, по заповеданию Господа" [495].

"Знак нелицемерной любви - прощение обид. Так и Господь возлюбил этот мир" [496].

"Невозможно простить от сердца обиду без истинного духовного разума: духовный разум объясняет, что все, постигающее каждого, есть его собственность" [497].

"Ничего не потеряешь из того, что оставишь ради Господа: оставленное возвратится, в свое время, с великим избытком" [498].

"Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего" [499].

"Делающий добро и ищущий воздаяния служит не Богу, а своей воле" [500].

"Согрешившему невозможно избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению" [501].

"Уразумевший, что нашествие злоключений извне попущается нам правдою Божиею, нашел, ища Господа, и разум и правду" [502].

"Если уразумеешь, как научает тому Писание, что по всей земли судбы Господни [503], то всякий случай соделается для тебя учителем Богопознания" [504].