Приношение современному монашеству

"Нелюбящему начал, на которых основываются страсти, не свойственно преклоняться к страстям и мыслию" [532].

"Презирающий стыд увлечется ли тщеславием? любящий уничижение возмутится ли от бесчестия? имеющий сердце сокрушенное и смиренное преклонится ли к плотскому наслаждению? верующий Христу попечется ли о чем-либо временном, вступит ли в словопрение или столкновение о чем-либо временном?" [533]

"Пренебрегаемый и не вступающий в состязание с пренебрегающим ни словом, ни мыслию стяжал истинный разум и являет самым поведением своим твердую веру в Бога" [534].

"В сущности ни обижающему нет приобретения от обиды, ни обижаемому лишения: образом убо ходит человек, обаче всуе мятется" [535].

"Если увидишь кого-либо подвергшимся многим бесчестиям и по причине их предающимся сильной печали, то знай, что он предварительно напитался помыслами тщеславия и потому с горестию пожинает терние, выросшее из семян, посеянных в сердце" [536].

"Насытившийся телесным наслаждением сверх должного вознаградит пресыщение сторичным страданием" [537].

"Находящемуся в послушании наставник его обязан говорить должное и возвещать ему наведение напасти, если он дозволяет себе преслушание" [538].

"Обижаемый и не взыскивающий с обижающего, доказывает этим свою веру во Христа, сторично вознаградится в этом веке и наследует жизнь вечную" [539].

{стр. 150}

"Память Божия заключается в болезновании сердца о стяжании добродетели. Забывающий Бога непременно подвергается влиянию сладострастия и лишается спасительной сердечной болезни" [540].

"Не скажи, что бесстрастный не может печалиться: он должен печалиться - если не о себе, то о ближнем" [541].

"Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай наводимых скорбей как бы наводимых несправедливо, но переноси их с терпением как наведенные правосудно. При каждом скорбном случае терпение возбуждает памятование о Боге; от оставления терпения оскудевает духовный разум, а от утешения оправданием себя происходит забвение Бога" [542].

"Хочешь ли, чтоб Господь покрыл грехи твои? не объявляй человекам добродетелей, которые имеешь. Как поступаем мы в отношении к нашим добродетелям, так Господь поступает относительно наших грехов" [543].

"Не радуйся, когда окажешь ближнему благодеяние; возрадуйся тогда, когда непамятозлобно перенесешь оскорбление, последующее за твоим благотворением. Как ночь за днем, так зло последует за добрыми делами" [544].

"В невольных страданиях сокрыта милость Божия, привлекающая терпящего к покаянию и избавляющего его от муки вечной" [545].

"Страхом вечных мук и вожделением Царства Небесного внушается терпение скорбей: внушается не по одному собственному произволу человека, - по дару Взирающего на помышления наши" [546].

"Кто верует будущим воздаяниям, тот произвольно удаляется от наслаждений земных; неверующий - и сладострастен и чужд сердечного сокрушения" [547].

"Если хочешь спастися и в разум истины приити [548], то старайся всегда пребывать выше чувственного, прилепляясь надеждою к единому Богу. Уклоняясь от всего чувственного, с понуждением себя, откроешь невидимое действие начал и властей, действующих против тебя враждебно посредством различных приражений. Побеждая их молитвою, благою надеждою, получишь благодать Божию, которая избавит тебя от будущего гнева" [549].

{стр. 151}

"Уразумевший значение таинственного поведания апостолом Павлом, что наша брань к духовом злобы [550], уразумеет и притчу Господа о том, что подобает всегда молитися, не предаваясь унынию" [551].

"Познавший истину не противоборствует скорбным наведениям: он знает, что скорбные наведения приводят к страху Божию" [552].