Приношение современному монашеству

"Без сердечного сокрушения невозможно избавиться совершенно от заразы греховной. Сокрушается сердце тричастным воздержанием: воздержанием от сна, от пищи и от излишнего {стр. 156} телесного успокоения. От нарушения воздержания в этих предметах рождается сладострастие. Сладострастие принимает благосклонно лукавые помыслы, сопротивляется молитве и подобающему служению" [602].

"Приняв жребий начальствовать над братиею, храни возложенную на тебя обязанность и ради прекословия прекословящих не умалчивай того, что ты обязан сказать. В чем они окажут повиновение, - ты получишь мздовоздаяние за их добродетель; если не послушают тебя в чем, - прости им, и примешь прощение от Сказавшего: отпустите и отпустится вам" [603].

"Всякий случай подобен торговле: сведущий в ней приобретает многое, - несведущий терпит убыток" [604].

"Не оказывающего повиновения слову любви не принуждай с любопрением к повиновению; приобретение, отвергнутое им, стяжи себе: твое незлобие принесет больше пользы, нежели покушение на насильственное исправление" [605].

"Кто впадет в согрешение и не будет печалиться соразмерно согрешению, тот удобно падет снова в ту же сеть" [606].

"Надменное сердце не принимает приязненно печали по Боге" [607].

"Сытость чрева не совокупляется с сердечным болезнованием для зачатия добродетелей" [608].

"Не возможет человек стяжать болезнования и печали по Боге, если не возлюбит предварительно причины их" [609].

"Страх Божий и обличения насаждают в сердце печаль; воздержание и бдение соделывают его причастником болезнования" [610].

"Не внимающий наставлению заповедей и учения, изложенных в Священном Писании, будет погоняем бичом, которым погоняют коня, и рожном, которым погоняют осла. Если он не очувствуется и от этого, - востягнуты будут челюсти его браздами и уздою, приведен будет он при посредстве их" [611].

"Удобно побеждаемый в мелочах поневоле побежден будет в великом; побеждающий в мелочах и в великом окажет доблесть о Господе" [612].

"Не покушайся обличениями принести пользу тому, кто хвалится добродетелями: потому что любящий выказывать себя не может быть любителем истины" [613].

"Всякое изречение Христово являет и милость, и правду, и премудрость Божию, чрез слух насаждает силу этих добро{стр. 157}детелей в слушающих с благим расположением: по этой причине немилостивые и неправедные, слушая с расположением злым, не возмогли познать премудрость Божию, - и Учившего этой премудрости распяли. Рассмотрим себя и мы: слушаем ли Его с благим расположением, потому что Он сказал: любяй Мя, заповеди Моя соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам [614]. Видишь ли, что явление Свое Он поместил таинственно в заповедях? Любовь к Богу и к ближнему совмещает в себе все заповеди: она образуется от удаления от всего вещественного и из безмолвия помыслов" [615].

"Для того, чтоб мы достигли безмолвия помыслов, Господь заповедует: не пецытеся о утрии [616]. Вполне верно!