Приношение современному монашеству

"Противодействуют этой добродетели две страсти: тщеславие и сластолюбие. От них должно сперва отречься в духе своем: тогда приобретается эта добродетель. Душа! произвольно предавши себя этим двум страстям, никого не обвиняй: ни Адама, ни сатану, ни человеков; но вступи в борьбу с волею твоею, и не пренебреги этою борьбою. Она внутренняя и междоусобная. В ней боремся не с братиею нашею: боремся сами с собою. В ней Споборник у нас - один, Споборник непобедимый, от Которого ничто не может укрыться: Христос, таинственно насажденный в нас Крещением. Он укрепляет нас, если мы соблюдаем заповеди Его по силе нашей. Борются же против нас, как я уже сказал, расположение к наслаждению, которым заражено наше тело, и тщеславие, которое обладает и мною и тобою. Эти две страсти прельстили Еву и обольстили Адама: сластолюбием представлено древо яко добро в снедь, и красно есть, еже разумети [720]; тщеславием же произнесено: будете яко бози, ведяще доброе и лукавое [721]. Первозданные Адам и Ева устыдились друг друга, увидев себя нагими; так и мы, утратив непорочность незлобия в духе, стыдимся друг друга в совести. Тогда сшиваем себе одежду из листьев смоковницы: облекаясь пустыми словами и образами лживого словооправдания. В противоположность мягкой одежде из листьев, Господь устраивает нам суровую одежду из кож, знаменующую жительство подвижническое, и говорит: в терпении вашем стяжите души ваши [722]. Он преподает наставление, соответственное данной одежде: обретый душу свою в злопомнении или в каком другом грехе, погубит ю: а иже погубит душу свою, не дозволяя ей ни злопомнения, никакого другого греха, в живот вечный сохранит ю" [723].

Выписка из жития святого Андрея, Христа ради юродивого

Однажды святой Андрей ходил посреди народа на торговой площади, находящейся у башни, которую построил император, святой Константин Равноапостольный. Тут была и некоторая жена по имени Варвара. Она, по действию Духа Божия, пришла в исступление и увидела, что блаженный Андрей ходит посреди многолюдства подобно огненному блистающему столпу. Одни толкали его пинками, другие били; многие, смотря на него, говорили: "Этот человек не принадлежит себе; он сошел с ума! не желаем такого состояния и врагам нашим". За Андреем ходили бесы в образе черных эфиопов и говорили между собою: "Не дай Бог другого такого на земле: никто не изжег сердец наших так, как этот, притворившийся сумасшедшим по нежеланию служить господину своему; теперь он издевается над всем миром". Варвара видела, что эфиопы налагали знаки на тех, которые били Святого, и говорили друг другу: "По крайней мере служит нам утешением то, что его бьют без милости; бьющие угодника Божия, без всякой на то причины, будут осуждены за это в час кончины их, и нет им спасения". Блаженный, услышав это, устремился на них действием Духа Божия, как пламень, силою страшною рассыпал знаки, наложенные демонами, и грозно выговорил им: "Вы не имеете права налагать знаков на тех, которые бьют меня: потому что я молюсь моему Владыке, чтоб не вменены были в грех наносимые мне побои тем, которые наносят их. Они поступают так в неведении, и по причине их неведения получат прощение". Когда произнес это Святой, - отверзлось небо, как отверзаются врата, и вылетело оттуда к Преподобному множество ласточек прекрасных; посреди их был белоснежный голубь, державший в клюве златой масличный лист; он сказал Святому человеческим голосом: "Прими этот лист, посланный тебе Господом Вседержителем из рая в знамение благодати Божией, за то, что ты милостив и человеколюбив, как милостив и человеколюбив Сам Господь. Он прославит тебя, возвеличит милость Свою над тобою, потому что и ты прощаешь и милуешь биющих тебя, молясь об оставлении им этого греха". Сказав это, голубь сел на главе Святого. - Смотря на это, благочестивая жена удивлялась и, пришедши в себя по окончании видения, размышляла: "Сколько {стр. 181} светильников имеет Бог на земле, и никто не знает их". Несколько раз покушалась Варвара пересказать другим виденное ею; но сила Божия возбраняла ей. После этого встретил ее в городе святой Андрей и сказал ей: "Варвара! храни тайну мою и никому не поведай виденного тобою до того времени, как я пройду в место селения дивна, даже до дому Божия" [724]. Она отвечала ему: "Светильник и Угодник Божий! случалось, что я намеревалась поведать, но мне возбраняла невидимая сила Божия" [725].

Выписка из Лествицы святого Иоанна Лествичника

"Вера, соединенная с твердым убеждением, - мать отречения от мира; неуклонная надежда - дверь к беспристрастию; любовь к Богу - причина странничества; воздержание - мать здравия; воздержания мать - размышление о смерти и постоянное памятование желчи и уксуса, которые вкусил наш Владыка и Бог; целомудрия помощник и причина - безмолвие; разжжение плоти погашается постом; супостат лукавых и блудных помыслов - сокрушение сердца; прилежною молитвою уничтожается уныние, а от воспоминания о Суде рождается усердие к подвигам" [726].

"Любление бесчестий исцеляет от ярости и раздражительности; песнопение, милосердие и нестяжение уничтожают печаль" [727].

"Молчание и безмолвие противодействуют тщеславию; если же находишься посреди человеков, то пройди путем бесчестий" [728].

"Наружную гордость исцеляет наружное скорбное положение, образуемое скудостию и лишениями; невидимую - Невидимый" [729].

"Губитель чувственных змей - олень, мысленных - смирение" [730].

"Невозможно змею совлечь с себя старой чешуи иначе, как пролезши сквозь тесную скважину: и нам невозможно свергнуть с себя греховные навыки и впечатления, невозможно {стр. 182} свергнуть ветхость души и одежду ветхого человека, если не пройдем по узкому пути поста и бесчестия" [731].

"Тучные птицы не могут летать высоко, и угождающий плоти своей не возлетит на небо" [732].

"Высохшее болото уже не приманивает к себе свиней, - и плоть, иссушенная подвигами, уже не упокоивает в себе бесов" [733].

"Облаками закрывается солнце, - лукавые помышления омрачают ум и служат для него причиною погибели" [734].

"Преступник, выслушавший приговор и идущий на казнь, не беседует о народных празднествах: так и плачущий истинно не будет угождать чреву" [735].