Приношение современному монашеству
"Велико отразить от души похвалу человеческую, больше - похвалу бесовскую" [801].
"Доказывает свое смиренномудрие не тот, кто говорит о себе худо, но тот, кто не прекращает любви к ближнему, говорившему о нем худо: - кто не стерпит поношения от самого себя?" [802]
"Не прими тщеславного помысла, когда он будет предлагать тебе саны епископа или игумена, или учителя: потому что трудно отогнать пса от стола, на котором продается мясо" [803].
"Тщеславие приводит человека к гордости, когда его предпочитают другим, и к памятозлобию, когда его презирают" [804].
"Тщеславие нередко было для тщеславных причиною бесчестия вместо чести, которой они искали, дав им повод к гневу и выставив их в безобразии пред человеками" [805].
"Если будем стремиться к Богоугождению, то непременно вкусим и Божественную славу. Вкусивший Божественную славу непременно будет презирать славу земную. Сомневаюсь, чтоб кто-либо презрел вторую, не вкусив первой" [806].
"Не повинуйся суетному тщеславию, получающему объявлять добродетели твои для пользы слышащих: кая польза человеку, если он принесет пользу всему миру, душу же свою отщетит [807]. Ничто не может принести такой пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, смиренное и непритворное слово" [808].
"Есть слава, происходящая от Господа, Который говорит: прославляющая Мя прославлю [809]. И есть слава, устрояемая злохитростию диавольскою; о ней сказано: горе, егда добре {стр. 189} рекут вам еси человецы [810]. Познаешь ясно первого рода славу, когда, признавая славу вредною для себя, будешь устранять ее всеми средствами, когда постоянно и везде будешь скрывать подвижничество и добродетели твои. Познаешь в себе стремление ко второй славе, когда сделаешь что-либо, и самомалейшее, да видим будешь человеки" [811].
"Скверное тщеславие подучает нас принимать на себя личину добродетели, которой не имеем, опираясь, для обмана нашего, на слова Господа: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая ваша дела" [812].
"Господь нередко отвлекает от тщеславия тщеславных, попуская им бесчестие" [813].
"Возносяй себе непременно смирится и здесь, в земной жизни, прежде будущего века" [814].
"Когда льстецы, правильнее же - обольстители, начнут хвалить нас, тогда поспешим привести себе на память множество беззаконий наших, и найдем себя недостойными произносимых нам похвал или воздаваемых нам почестей" [815].
"Червь, достигши надлежащего возраста, получает крылья, возлетает на высоту, - и тщеславие, достигши исполнения своего, преобразуется в гордость. Гордость - и начало и совершенство всех зол" [816].
"Окончательное преуспеяние в тщеславии - начало гордости; средина гордости - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание и вынаружение своих подвигов, хваление самого себя в сердце, ненависть к обличениям; конец гордости - отвержение Божией помощи, высокомерное упование на собственные умыслы и действия, нрав демонский" [817].