Подвижнические наставления
Сия вера производит в нас страх, страх же понуждает нас к покаянию и деланию (т.-е. за делание) дается человеку духовное ведение, или ощущение таин, которое раждает веру истиннаго созерцания.
Не просто от одной голой веры раждается духовное ведение; но вера раждает страх Божий, и при Божием страхе, когда начнем в нем действовать, от действия сего страха раждается духовное ведение, как сказал св. Златоуст:
"Когда приобретет кто волю, соответствующую страху Божию и правильному образу мыслей, тогда скоро приемлет он откровение сокровеннаго". Откровением же сокровеннаго называет он духовное ведение.
256. Но и не страх Божий раждает сие духовное ведение; а ведение сие дается в дар деланию страха Божия. Дело страха Божия есть покаяние; покаяние же, прошедши все свое течение и завершившись, приводит туда, где дается духовное ведение.
Духовное ведение есть ощущение сокровеннаго. И когда ощутит кто сие невидимое, тогда в ощущении его раждается иная вера, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Называют же ее верою созерцательною. Дотоле был слух, а теперь созерцание, созерцание же несомненнее слуха.
257. Все сие раждается от онаго естественнаго ведения, различающаго доброе и злое. Оно есть доброе семя добродетели.
За сим естественным ведением в человеке последует всегдашнее уязвление совести, непрестанное памятование смерти и некая мучительная забота, продолжающаяся до самаго его исхода, а после сего печаль, унылость, страх Божий, естественная стыдливость, печаль о прежних грехах своих, надлежащая рачительность, памятование об общем пути, забота о напутствовании себя к оному, слезное испрашивание у Бога добраго вшествия в сии врата, которыми должно проходить всякому естеству, пренебрежение к миру и сильная борьба из-за добродетели.
Все сие приобретается естественным ведением, и с этим пусть всякий сличает свои дела.
Когда окажется, что человек приобрел это, тогда значит, что идет он путем естественным; а когда превзойдет это, и входит в любовь, тогда становится выше естества, и оканчиваются для него борьба, страх, труд и утомление во всем.
Вот последствия ведения естественнаго. И это находим в себе самих, когда не помрачаем сего ведения сластолюбивою своею волею. И на этой остаемся степени, пока не приидем в любовь, которая освобождает нас от всего этого.
Пусть всякий, на основании всего сказаннаго нами, сличает и испытывает сам себя, где его шествие: в том ли, что противоестественно, или в том, что естественно, или в том, что превышеестественно.
258. Добрая мысль западает в сердце только от Божественной благодати; помысл лукавый приближается к человеку только для искушения и испытания.
Человек достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения.
Дарования Божии привлекает сердце, возбуждаемое к непрестанному благодарению.