Первые апостолы

Примечания

1 2Кор.11:24-27.

2 Деян.11:19-21.

3 О Сергии Павле упоминают древние надписи: одна, найденная в Кипре, а другая - в Риме (Corpus Inscriptionum Latinorum, VI, 315). Последняя говорит о нем, как о члене комиссии по укреплению мостов. Плиний в своей Естественной Истории называет Сергия Павла в числе писателей, трудами которых он пользовался (кн.II и XVIII).

Мнение, что апостол стал называть себя Павлом в честь проконсула (в Деян он начинает именоваться Павлом после встречи с Сергием Павлом) мало вероятно. Скорее всего - как римский гражданин - он с самого начала носил два имени: еврейское и латинское (последним он предпочитал пользоваться в языческих странах).

4 Об иудейских заклинателях Кипра см.: И.Флавий. Древн., XX, 7, 2; Плиний. Ест. История, XX, 2.

5 Собственно Галатия, т.е. область, заселенная в IIIвеке дон.э. галлами, или галатами, находилась на севере современной Турции, в окрестностях Анкары. В 25году дон.э. римляне, заняв южную часть полуострова, присоединили ее к Галатийской провинции. Она включала Писидию и Ликаонию. Страбон. География, XII, 6, 5; Дион Кассий, 53, 26; Плиний. Ест. История, V, 25, 42; см.: А.Ранович. Восточные провинции Римской империи в I-IIIвв. М.; Л., 1949, с.104 сл.

6 Некоторые биографы ап.Павла думают, что Марк покинул спутников потому, что не разделял желания апостола просвещать язычников. Но естественней предположить, что молодой иерусалимлянин просто отступил перед трудностями пути. См.: И.А.Артоболевский. Первое путешествие св. ап. Павла. Серг. Посад, 1900, с.166-167.

7 1Кор.9:6.

8 Как установлено в результате тщательных исследований, стиль речей в Деян выдает руку Луки. Но содержание и богословие их показывают, что Дееписатель пользовался первоисточниками и устными рассказами. Так, речь ап.Петра перед иудеями носит совершенно иной характер, нежели речь ап.Павла перед афинянами. Своего рода "конспекты" апостольских проповедей могли существовать в кругах первых христиан; кроме того, ап.Павел мог пересказывать Луке их основные мысли.

9 Еще Тиберий пытался запретить восточные культы (Светоний. Тиберий, 36), а Клавдий ограничил "распространение чужеземных суеверий" (Тацит. Анналы, XI, 15).

10 См.: A.Harnack. The Mission... p.101.

11 Рим.6:3-4.

12 Речь идет о повести, которая включена в апокрифические Деяния ап.Павла (см. прим.1). По свидетельству Тертуллиана, автор повести был некий малоазийский священник, который написал ее "из любви к Павлу" (Тертуллиан. Окрещении, 17). Одним из действующих лиц повести является царица Трифена, личность историческая, на основании чего можно заключить, что в основе легенды лежат реальные события. См.: И.А.Артоболевский. Цит.соч., с.314 сл.