Первые апостолы

1 "Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени... и будет Завет Мой на теле вашем Заветом вечным" (Быт.17:12-13); См. также: Исх.12:14; 27:21; 28:43; Лев.7:36; 16:34; Числ.18:19.

2 В некоторых случаях слово раввина считалось не менее авторитетным, чем слово Библии. См.: А. Мень. На пороге Нового Завета, гл.XXXI.

3 Гал.2:2. Как уже отмечалось выше (гл.5), мы исходим из того предположения, что свидетельство Павла в Гал.2 относится к тем же событиям, которые описаны в Деян.15.

4 Мишна. Сота, V, 5; Гемара. Бава Батра 10в, 17а.

5 Сведения о св.Иакове приводит еврейский христианин Егизипп цитаты из книги которого сохранены у Евсевия (Церк.Ист., II, 1, 23); см. также: Климент. Строматы, VII; Епифаний. 70, 14.

6 S.Agoridis. Theorigin of theEpistle of St.James. - TheGreek Orthodox Theological Review, 1963, №1, p.73.

7 Иак.5, 1-4; ср. сходные изречения в апокалиптической Книге Еноха (94, 7 сл.).

8 Согласно свт. Епифанию (I, 30), секта иудео-христиан, отколовшаяся от Иерусалимской церкви после ее исхода из Иудеи, разделялась на две ветви. Одна удержала самоназвание назарян, а другая - эбионитов. Вторые в большей степени отошли от основ христианства, и поэтому их можно считать наследниками ультра-законнической партии Иерусалимской церкви. По-видимому, сборы в пользу "бедных" этой церкви имели в виду не просто нищих, а также эбионитов. Взгляды эбионитов во многом перекликаются с ессейскими, откуда и наше предположение, что они в основном были обращенными ессеями. См.: J.Danielou. TheDead Sea Scrolls and Primitive Christianity. Baltimore, 1958.

9 Гал.2:5. Из этого места послания нельзя ясно понять - был ли Тит в конце концов обрезан. Есть основания думать, что ап.Павлу в данном случае пришлось сделать уступку. См.: Э.Ренан. Святой Павел. СПб., 1907, с.87.

10 На это указывает бл.Феофилакт в своем Толковании на Деян.15 (русск. пер. с.111).

11 См.: F.F.Bruce. Op.cit. p.311. Эта, весьма распространенная гипотеза основана на том, что при встрече с ап.Павлом 20лет спустя Иаков Праведный говорит о послании так, словно Павлу оно неизвестно (Деян.21:25). Но такое толкование слов Иакова не единственное. Он мог просто напомнить Павлу о том, что было в 49году. См. обзор основных гипотез в кн.: F.Filson. A New Testament History. London, 1978, p.218-219.

12 Первая "Ноева" заповедь (Быт.9:4) запрещает употребление крови в пищу (а поэтому и удавленины, т.е. мяса животного, в котором после гибели осталась кровь). В полном объеме так наз. Ноевы заповеди включали семь запретов: 1) идолослужения, 2) богохульства, 3) поношения законной власти в Общине, 4) убийства, 5) кровосмешения и блуда, 6) грабежа, 7) употребления в пищу крови. См.: Санхедрин 56в; G.Moor. Judaism in theFirst Centuries of Christian Era. 1927, v.I, p.274. Св.Иаков ограничился только тремя, т.к. прочие вытекают из библейской этики в целом.

13 Гал.2:9-10.

14 Деян.15:23-29. Слова: "И не делайте другому, чего не хотите себе", вероятно, являются вставкой в текст, поскольку отсутствуют в древнейших рукописях Деян.