Первые апостолы

27 В некоторых манускриптах Иуда назван Скариотом. Отсюда мнение, которое причисляло его к "сикариям", террористам - радикальному крылу зелотов. Однако большинство толкователей согласно в том, что Искариот означает "человек из Кериота" (Иш-Кериот).

28 Уже в IVвеке Евсевий отмечает, что списка их имен "нигде нет" (Церк.ист., I, 12, 14). Только предположительно он относит к их числу Варнаву, Стефана и Фаддея.

29 Деян.1: 21-26; Мк.10: 46-52; Лк.24: 18; Ин.11: 1-3; Евсевий. Церковная история, III, 39.

30 Санхедрин 43а.

31 Из текста Ин.19: 25 неясно, имеется ли в виду четыре женщины или три. Если последнее предположение верно, то сестра Девы Марии - Мария Клеопова (т.е. жена Клеопы). Но не исключено, что сестра Девы Марии не названа по имени и о ней сказано просто как о "сестре Матери Его".

32 Вопрос о времени возникновения и смысле титула "апостол" в Церкви сталкивается с рядом трудностей. Из прямого текста Евангелия вытекает, что такое название дал Двенадцати Сам Господь (Лк.6: 13). Но поскольку в Новом Завете термин "апостол" применяется в разных смыслах, некоторые историки полагают, что он укрепился только в "послепасхальной общине" (см.: C.K.Barret. TheSigns of anApostle. 1972, p.31).

33 Мф.17: 24-27.

34 См., напр.: Мф.15: 15; Лк.8: 45 (здесь характерно выражение "Петр и бывшие с ним"); 9: 28; 12: 41; Ин.13: 36.

35 См. так наз. II Послание Климента Римского (5).

36 Св.Кирилл Иерусалимский. Огласительные слова, II, 19.

37 Св.Иоанн Златоуст. Похвала св.Игнатию. Творения, т. II, с. 650.

38 Так в наиболее древних рукописях.

39 Цари назывались "сынами Ягве", поскольку Бог "усыновлял" их в акте интронизации (ср. Пс.109). Позднее такие речения стали относить к Мессии (ср. Мф.22: 44). В кумранском свитке псевдо-Даниила встречается термин "Сын Божий", но из-за фрагментарности отрывка трудно утверждать, что титул относится к Мессии.

40 См.: Пс.28: 1; 88: 7; Иов.1: 6.