Первые апостолы
2 Деян.6:9. Согласно раввинскому преданию (Мегилла Таанит 73д) всего синагог в Иерусалиме было 480, хотя, по-видимому, число это несколько преувеличено. О происхождении либертинцев см.: Тацит. Анналы, II, 85.
3 См.: Мегилла 26а, Иосиф Флавий. Иуд. война, II, 20, 5. Члены таких коллегий назывались парнасим, старосты, руководители. О связи служения Семи с диаконатом см.: архиеп. Кирилл (Гундяев). К вопросу о происхождении диаконата. - БТ, сб.13, М., 1975, с.201 сл.
a Предание называет их дьяконами (от греч. диакониа, служение), но в Деяниях этого слова нет.
4 Следует подчеркнуть, что прозелитом в узком смысле слова назывался иноплеменник, который полностью вошел в иудейскую общину (принял обрезание, соблюдал правила Торы и т.д.). Другие категории обращенных формально оставались вне общины. Их называли "богобоязненными", "чтущими Бога", или "прозелитами врат". О прозелитизме см.: А.Мень "На пороге Нового Завета", гл.25.
5 См.: прот. Н.Афанасьев. Церковь Духа Святого. Париж, YMCA, 1971, с.108-120.
6 Мишна. Санхедрин, IV, 4. Этот сакральный жест восходит к древнейшей ветхозаветной традиции.
7 На это указывает Послание ап.Иакова, сохранившее традицию Иерусалимской церкви. В нем (2:2) молитвенное собрание христиан именуется синагогой. О том, что на христиан смотрели, как на самостоятельную общину, свидетельствует Деян.5:13.
8 Лк.2:25, 37; см.: На пороге Нового Завета, гл.28.
9 Иезекииль 36:25-27.
10 Деян.21:8, 9; 13:1; 1Фес 2:15; Откр.22:18; Евсевий. Церк.ист., III, 39.
11 Лк.1:68-79; 47-55; 2:14; 29-32; о молитвах, приведенных в Посланиях, см.: A.Hamman. Prieres des premiers Chretiens, Paris, 1952, p.40-50.
12 До падения Иерусалима учители прямо запрещали записывать свои слова. Книги с записями, сделанными вопреки их воле, назывались "тайными свитками" (Шаббат 6в). Эта тенденция сохранилась и в Церкви вплоть до IIв. См.: Евсевий. Церк.Ист., III, 39.
13 Мф.10:5; 15:24; ср. Мк.13:10; 14:9; 16:15; Мф.8:11; 24:14; 26:13; 28:19.
14 Стефан несколько раз употребляет слово "мудрость", излюбленное выражение александрийских богословов (ср. Прем.6-10). Подробности о жизни Моисея взяты не из Писания, а из александрийской традиции (Филон. Жизнь Моисея). Св.Стефан, как и Филон, утверждал, что Бог не живет в рукотворных храмах. "Истинным алтарем Божиим, - писал Филон, - является благодарная душа" (Обособых законах, 1, 287).