Первые апостолы
7 Следует отметить, что в дальнейшем христианство не укоренилось у самарян. Вернее, самарянскую общину как таковую продолжали составлять люди, сохранившие прежние верования и традиции. См.: В.Рыбинский Ук.соч., с.540-542.
8 Деян.8:26-39 (ст.37 отсутствует в древнейших рукописях); ср. Деян.21:8.
9 Слово кандакия есть не имя, как иногда думают, а титул Аксумской Царицы-матери (Страбон. География, XVII, 1, 54).
10 Ис.53:7-8. Текст Ис. приводится в Деян по Септуагинте.
11 Ис.41:8-9; 43:10; 44:1-2, 21; 45:4; 48:20; 49:3. См.: А.Мень Вестники Царства Божия, гл.17.
12 Дан.7:13-18. Собирательный образ (или "корпоративная личность") нередко встречается в Ветхом Завете.
13 См.: А.К.Волнин. Мессия по изображению пророка Исайи. Киев, 1908, с.332 сл.; Shurer. Op.cit., v.2, p.547.
14 Втор.23:1. Это правило позднее вызвало оппозицию; см.: Ис.56:3.
15 Ириней. Против ересей, III, 2, 9. Однако первые письменные свидетельства о христианстве в Эфиопии относятся лишь к IVвеку.
16 Деян.9:32-11, 18.
17 Рассказ о видении повторен в Деян дважды, как обычно поступает Лука, когда хочет подчеркнуть важность события. В символике видения примечательны две черты. Материя привязана за четыре угла (четыре - символ вселенскости, розы ветров); Петру предлагается не просто "трефная" (недозволенная) пища, а "четвероногие и пресмыкающиеся земные и птицы небесные", которые у пророков нередко означали языческие страны (ср.: Дан.7-8).
18 Деян.12:19-20.
19 См.: Т.Моммзен. История Рима. Т.V. Провинции от Цезаря до Диоклетиана. М., 1945, с.408 сл.
20 И.Флавий. Иуд. война, VII, 3, 3.