The Way of a Christian. Sermon

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! В Евангелии, которое мы слышали сегодня, повествуется о том, как Господь Иисус Христос напитал пятью хлебами огромную толпу народа в пять тысяч человек (Мф. 14, 15–21). Некоторые из нас, когда слышат или читают о дивных чудесах Господа и святых Его, испытывают недоумение и даже сомнение. Дело в том, что мы оземлили свои чувства и свои мысли, мы редко соприкасаемся с миром таинственного. Поэтому мы стали духовно дикими. Духовный мир, иной, нежели вещественный и материальный, все более и более отдаляется от нас и становится чуждым нам. Однако если вы посмотрите на окружающий нас мир, то увидите, что мы живем среди чудес Божиих, к которым мы просто привыкли: они постоянно перед нашими глазами, и поэтому мы перестали воспринимать их как чудо. Предположим, вы в первый раз увидели, как из зерна вырастает колос с десятками таких же зерен, – не показалось ли бы вам это необъяснимым, невозможным чудом; или семена, которые брошены в мертвую черную землю, и из них вырастают цветы различных оттенков, притом, дивные в своей гармонии красок и форм. Разве бы не сказали вы, что это чудо? А червячок, который вьет кокон вокруг себя, и в свое время из кокона вылетает бабочка, крылья которой так похожи на лепестки цветов, только узоры их, может быть, еще прекраснее и причудливее?! Что бы вы сказали, видя впервые, как из черной земли возникают такие удивительные цветы, такие созвучия красок, как из невзрачного тела червяка происходит прекрасная бабочка, – разве вы не сказали бы, что это невозможное чудо, если бы вы не привыкли к этому зрелищу с самого детства? Может быть, вам это все показалось бы более невероятным, чем насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек в пустыне. Некоторые спрашивают: «Как Господь мог разделить и умножить эти хлеба?» А как Господь мог сотворить из ничего бесчисленные миллиарды миров?! Как Господь Бог мог сотворить небо, усеянное звездами, точно драгоценными камнями?! И опять некоторые недоумевают и говорят: «Почему Господь сотворил для нас, людей, такой почти бесконечный мир, какова цель этого творения?» Братия и сестры! Для Господа одинаково, что сотворить: всю вселенную или одну песчинку. Господь сотворил эту необъятную, непостижимую вселенную для того, чтобы мы, созерцая достойный плод Его творения, которое уже само говорит о своем Создателе, возносились мыслями к Бесконечному Творцу, чтобы и сердца наши стремились к Нему и тосковали по той вечной жизни, которая лежит за пределами нашего видимого мира. Святые Отцы учат, что чудо умножения хлебов, – это прообраз Евхаристии, прообраз Святого Причастия, которым Господь духовно питает Церковь Свою. Господь с учениками Своими и многочисленным народом вышел из города, Он проповедовал, совершал исцеления, беседовал с людьми. И мы, готовясь к Причастию, должны посещать храм Божий. Храм Божий – это место постоянного присутствия Божества. Когда мы посещаем храм Божий, мы с Господом, мы идем за Ним, мы внимаем Ему. Братия и сестры! Люди утомились в пути, они не взяли с собой пищи, время было позднее и в пустыне их уже начинали томить голод и жажда. Это – образ покаяния, образ поста и говенья перед Святым Причастием. Господь привел народ в пустынное место: для покаяния необходимо безмолвие, для покаяния необходимо, чтобы мы, хотя бы ненадолго, остались сами с собой наедине, вышли на время из мира, освободились от наших мыслей о нем. Один мирянин спрашивал монаха: «Для чего нужно безмолвие, для чего вы, монахи, бежите от людей?» Тот ответил: «Для того, чтобы в уединении приносить покаяние». Мирянин спросил: «А разве нельзя каяться в миру?» Монах привел такой пример – он сказал: «Зачерпни воду из источника, сначала эта вода будет мутной, но когда она отстоится, то станет прозрачной, и мы увидим в ней каждую песчинку, каждый малый камушек. Так и душа человека – только в безмолвии человек может увидеть раны и язвы своей души, только лишь в безмолвии может начаться истинное покаяние». Многие из нас говорят: «Мы говеем, мы каемся, но как будто не получаем никакой пользы – опять творим те же грехи». В Патерике рассказано о двух монахах, которых искушал демон. Оба монаха пришли к своему духовному наставнику, старцу, и исповедались у него. Когда затем они встретились, один сказал другому: «Знаешь, брат, моя исповедь не помогла мне». Другой брат отвечал: «А я после исповеди почувствовал огромное облегчение». И спросил первого брата: «Как ты каялся?» Тот ответил: «Я пришел в келлию старца, рассказал ему, что происходит со мною, попросил молитв о себе и вышел». Второй брат сказал: «А я, войдя в келлию старца, пал ему в ноги, обливал их слезами; я рассказал ему о всех искушениях, мучениях и страстях, раздирающих мою душу, я обвинял в них только самого себя. Мне казалось, что я стою перед Самим Христом, а не перед старцем, я целовал его ноги и плакал, пока старец не поднял меня. После этого я получил большое облегчение». Братия и сестры! Наше покаяние не должно быть кратким, сухим рассказом о грехах, оно должно быть образом Страшного Суда Бога над человеком; только здесь, в покаянии, судит нас не Бог, а мы сами. В Евангелии сказано, что в народе кроме пяти тысяч человек – мужчин, было много женщин и детей (Мф. 14, 21). Люди вели с собой детей. Многие говорят: «Зачем крестить младенцев, зачем причащать их, ведь они малы и не понимают этих великих таинств». Братия и сестры! Шествовавшие за Господом несли на руках младенцев, которые, может быть, еще не понимали человеческого слова, но они могли ощущать благодать, исходящую от Христа Спасителя, может быть, ощущать еще явственнее, чем взрослые, могли воспринимать Его свет своими детскими сердцами. Святая Церковь говорит, чтобы мы причащали своих детей. У детей идет своя, скрытая от нас, непонятная для нас внутренняя жизнь. И если рассудком своим они не имеют понимания на уровне слова, то воспринимают происходящее непосредственно и, может быть, даже глубже. Говорящие, что не надо причащать детей, подобны убеждающим не заботиться о молодом, слабом растении как раз в то время, когда необходимо предохранить его от зарослей бурьяна и сорняков. Я бы сказал, что младенческий возраст – самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за первые годы ребенок получает, воспринимает, и усваивает столько же впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей. Я хочу заметить вам еще, что некоторые причащают детей, достигших отроческих лет, совершенно не подготовив их к таинству, тогда как в этом возрасте ребенок уже теряет свою младенческую непосредственность и начинает мыслить на уровне слова. Здесь родители обязаны научить его самым главным истинам веры, обязаны научить его хотя бы нескольким молитвам, таким как: Отче наш, Царю Небесный, Богородице Дево, радуйся, а если можно, то и Символ веры. Братия и сестры! Господь сказал: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Но смотрите: в католичестве детей только тогда допускают к причастию, когда они изучат катехизис, точно так же и некоторые сектанты организуют обучение детей. А православные родители, к стыду своему, не удосуживаются даже несколько минут уделить детям для духовного воспитания. Как ответят они за это перед Богом? Бывает, что бабушка или мать приведут ребенка к исповеди и говорят ему: «Скажи священнику, что ты грешен», – а тот и не понимает, что это значит, хотя и у детей есть свои, детские грехи, с которыми они уже должны бороться. Ребенок иногда боится, ему кажется, что его допрашивают, чтобы потом наказать... Поэтому, когда вы приводите своих детей к Таинствам Исповеди и Причащения, то хотя бы своими словами объясните, что значат эти великие Таинства. Жил некогда святой муж Нифонт, епископ Кипрский. Родом из богатой семьи, в юности он проводил порочную жизнь. И вот встретился с ним как-то друг его детства, с которым они давно не виделись, посмотрел ему пристально в лицо и сказал: «Что с тобой?! Какой ты стал черный!» Эти слова поразили Нифонта, он подумал: «Если от моих грехов даже лицо мое стало черным, то какова же моя душа! Наверное, как уголь. Если даже человек заметил мое духовное состояние, мое растление, то каким же видит меня Господь, Который Всевидящим оком проникает в глубины человека?!» Он начал приносить покаяние, оно длилось годы; страшно искушал святого демон, являлся и говорил: «Нет Бога, нет никого – только я один властитель и царь этого мира». Но Нифонт продолжал читать Иисусову молитву, отметая слова врага как сор. За свое покаяние и смирение он достиг дара прозорливости. Однажды, когда он молился за Литургией, то Духом Святым ему было открыто, что происходит в алтаре: только священник возгласил: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа...», – святитель увидел Господа на престоле, как на троне царском. Господь двумя руками благословлял всех людей, находившихся в храме. Когда священник начал произносить великую ектению, Нифонт увидел как бы весь мир, открытый перед ним. Он увидел, что эта ектения, как ангельскими крылами, покрывает все человечество. Он увидел больных, страждущих, к которым, по слову священника, когда тот возносил моление о них, Господь посылал Ангелов, которые утешали их, приносили им облегчение и исцеление. Он видел бурное море, видел корабль, который то вздымался на гребнях волн, то падал вниз, в грохочущую бездну, вместе с опускавшейся волной; он видел людей, которые в ужасе ждали смерти, некоторые из них молились, другие лежали на палубе, уцепившись за доски, за канаты, – и вот, когда священник произнес молитву о плавающих и путешествующих, буря внезапно стала утихать, и скоро он увидел перед собой уже тихое лазурное море, по которому плыл корабль: люди в нем молились и благодарили Бога. Когда запели в храме Трисвятую песнь, святой Нифонт увидел Ангелов, сошедших в алтарь и певших вместе со священником: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Когда же читался Апостол, то святой увидел самого апостола Павла, который стоял за чтецом и следил за его чтением. Когда читали Евангелие, то золотой дождь осиял всех присутствующих, как бы пролился на них, капли его входили в сердца тех, кто в это время молился Богу и слушал Святое Писание. Когда произносили ектению об оглашенных: «Оглашенные, изыдите», – то увидел Нифонт, как Ангелы выводили из храма тех, кто вел себя недостойно, выводили души их, а оставались только тела, мертвые, как трупы. Запели Херувимскую песнь, и четыре Херувима опустились в алтарь, они несли Младенца необычайной красоты, от Которого исходил свет. Когда начался великий вход, увидел святой Нифонт Господа Иисуса Христа, Который нес Свой Крест, а за Ним шел священник с чашей и дискосом. Когда священник произнес: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое», – то увидел святой, как Херувим взял Младенца, заколол Его, положил на дискос, а Кровь Его вылил в чашу. Когда же священник вышел причащать народ, то увидел Нифонт, как Христос взял чашу из рук священника и Сам причастил всех христиан. А по занесении чаши в алтарь, снова раскрылся свод храма, и Херувимы вознесли Живого Младенца на небо. Когда священник произносил с крестом в руках отпуст по окончании Литургии, то знамение Креста, как два светлых луча, появилось на небе. А когда он, при произнесении отпуста, поминал имена святых, чья память праздновалась в тот день, святой Нифонт видел, как эти святые выходили из алтаря на амвон, благословляли народ и снова заходили в алтарь. Господь напитал пять тысяч человек и приказал ученикам Своим собрать остатки хлеба для того, чтобы никто не думал, что чудо это было иллюзорным, что оно было мнимым, какими будут чудеса антихриста. В этом есть еще один, таинственный смысл, в этих преизбыточествовавших хлебах: Таинство Евхаристии – неисчерпаемо, оно будет совершаться до конца мира. Братия и сестры! Как часто можно нам причащаться? Церковь ничего не говорит нам об этом. Это зависит от нашей духовной потребности, от обстоятельств нашей жизни, от нашего приготовления к таинству и от покаяния. Некоторые, избегая причащения, говорят: мы, мол, не достойны. Никто не достоин причастия, но мы должны исповедовать свои грехи священнику, а он уже сам решит – причащаться ли нам или отложить причастие. Св. Димитрий Ростовский говорит: «Бог тебе не враг, а врач: зачем же ты бежишь от врача, оставляя рану свою неисцеленною?» Особенно часто следует причащаться монахам, на Афоне схимники причащаются два раза в неделю. Однажды святитель Филарет Московский приехал в некоторый монастырь, вызвал игумена и сказал: «Я буду литургисать завтра и хочу причаститься со всей братией». Игумен отвечал: «Владыко, мы не знали о твоем приезде, поэтому не готовы к причастию». Святитель возразил: «Истинный монах всегда должен быть готов к причастию». Таинство Причастия – это величайшее благодеяние Господа людям! Это – проявление Его неизреченной любви. Святые называют это таинство «солнцем всех таинств». Братия и сестры! Св. Иоанн Златоуст говорит, что Господь любит каждую человеческую душу больше, чем мать свое дитя. Мать не оставляет своего ребенка, и Господь не оставляет грешника. И хотя встречаются такие матери, которые бросают детей своих, не давая им питаться от их груди, но не таков Господь – Он питает нас, и не молоком, а Самою Кровию Своею! Аминь.

Об отношении к духовному отцу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Как бороться с темной силой, как освободиться от страшного ее влияния, вырваться из-под гипноза диавола? Первое средство – это чистосердечная исповедь во всех своих грехах. Оптинский старец Иларион, когда отчитывал приходивших к нему за духовной помощью, требовал полной исповеди с шестилетнего возраста. Затем, необходимо частое причащение Святых Таин. Некий старец спросил однажды демона: «Что самое страшное для тебя?» Тот отвечал: «Причастие. Когда причащается человек, это самое страшное для меня». Кроме того, необходима Иисусова молитва. Св. Иоанн Златоуст говорит: «И у нас есть заклинание против демонов – это имя Иисуса Христа. Непрестанно, с утра до ночи, а если можешь, то и с вечера до утра, говори: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» – эта молитва не только в силах изгнать демона, но она залечит и раны, оставленные его ядовитыми зубами в твоей душе». Могущественное оружие против демона – смирение. Демон говорил Макарию Великому: «Ты постишься – я же не ем вовсе, ты мало спишь – я же не сплю совершенно, но ты можешь смирять себя перед другими, а я смиряться не могу – даже пред Богом. Смирением ты побеждаешь меня!» Затем, великое оружие против невидимых врагов – это послушание, послушание своему духовному отцу, но послушание всецелое. Послушник уподобляется в подвиге своем Самому Христу, распятому на Кресте ради послушания Небесному Отцу. Но многие скажут: «Мы имеем духовных отцов, однако нам от этого не легче». Братия и сестры, можно рядом с колодцем, полным воды, умереть от жажды, если нам нечем будет зачерпнуть из него. Видимо, в отношениях ваших к духовному отцу есть какие-то неправильности. Во-первых, человек, который несет послушание, должен сознавать свою крайнюю немощь и бессилие. Он должен сказать себе: «Я – ничто, ничтожество. Я не могу сам спастись». Человек должен глубоко разочароваться в своих собственных силах. Вместе с тем, он должен всецело отдаться на волю своего духовника, уподобиться камню в руках ваятеля, скульптора или глине в руках гончара. (Конечно, при том условии, что заповеди духовника не противоречат заповедям Евангельским, которые вечны!). Идя к духовному наставнику, человек должен иметь полную решимость исполнять все, что он ему скажет. Должно помнить, что неисполненное благословение духовного отца (когда нам кажется, что нарушаем его ради пользы, рассудив дело по своему уму) никак не приблизит нас к Богу, а отдалит от Него, что это неисполнение ляжет камнем на нашем пути. Послушник должен ловить на лету каждое слово духовного отца, как некую драгоценность, и полагать его в своем сердце как бесценный дар. Но вот какая есть ошибка на этом духовном пути: человек идет к своему духовнику с уже заранее принятым решением, не берет благословение на какой-либо поступок, а скорее, уговаривает сам духовника, чтобы тот благословил его поступить так, как ему хочется. Иногда так горячо убеждает его в собственной правоте, что, думая находиться в послушании, сам же поучает своего духовного отца. Иногда, братия и сестры, неправильность вкрадывается и в исповедь: она бывает весьма прохладной, человек повторяет одно и то же по нескольку раз, говорит то, что совершенно не касается греха, и, наконец, в самой исповеди он ищет красивых и впечатляющих слов, вместо того чтобы по-детски обнажить свою душу и просить о прощении. Такая исповедь – плод тщеславия, и такая исповедь является тяжким игом для духовника. Духовные чада, конечно, должны встречаться со своим духовным отцом, но – только лишь для того, чтобы решать свои духовные вопросы. Это можно сделать быстро, однако некоторые приходят к своему наставнику так, как мирские люди ходят друг ко другу в гости, – эти люди – воры, они отнимают у своих духовников время, которое необходимо тем для молитвы. Братия и сестры! Некоторые, чувствуя, что им хорошо с их духовником, проводят у него много времени не потому, что хотят чему-нибудь научиться, а для того именно, чтобы впитать какую-то силу, благодать. Эти люди похожи на вампиров, они как бы пьют кровь из духовника; не слушая его, не исполняя того, что он им говорит, они тотчас теряют все, что приобрели в общении с ним. И тогда их опять тянет к нему, чтобы он путем внутреннего напряжения, ценой огромного внутреннего утомления вывел их из этого пустого, тягостного состояния, – и опять бесцельно, бесполезно. Человек, который идет к своему духовнику, должен знать, что он обязан исполнить то, что скажет ему духовный отец. Если священник говорит с человеком, который внутренне расположен исполнять его слова, он менее устает от него, а если говорит с человеком, который занят, напитан мирским духом и духом самонадеянности, то видит перед собой непробиваемую стену. Есть люди, которые, получив ответ от духовного наставника, если этот ответ не удовлетворил их, идут к другому, третьему – с тем же вопросом. Это уже значит искушать Самого Бога. Человек должен спросить – и принять первое слово как волю Божию, иначе он обманывает Господа. Некоторые хвалятся своим духовным отцом перед другими: в Патерике написано, как некий монах говорил, что он имеет своим отцом великого старца, а ему ответили: «Как же доброе дерево могло дать такой кислый плод, каков ты?» Братия и сестры! Особенно все это относится к женщинам, которые должны иметь к духовному отцу глубокое почтение и даже некоторый страх, иначе правильных духовных отношений быть не может. Но на деле некоторые духовные чада идут к своим духовникам как будто для развлечения, как если бы они шли в кино или в театр; приходят вместо театра к своему наставнику и сидят у него часами. За это и наказываются Богом: появляются пристрастия, появляются нечистые мысли в их сердцах, и, вместо того чтобы очиститься, они оскверняются. Это от того, что они потеряли страх перед своим духовным отцом, страх не перед человеком, а страх перед Богом, посредником Которого является священник. Помните: встреча с духовными отцами должна быть коротка, только тогда человек поймет слова своего отца и осмыслит их! В другом случае они исчезнут и растворятся в море ненужных слов. Братия и сестры! Сегодняшнее Евангелие повествует нам об исцелении Иисусом Христом гадаринского бесноватого. Бесы, выйдя из него, вошли в свиней (Мк. 5, 1–13). Свиньи – это те люди, которые не видят духовного, не видят неба: свиньи не могут смотреть вверх. Св. Афанасий Великий говорит: «Свинья – это образ грешника, который кается, а затем опять идет совершать свой грех». И еще: «Если свинью почистить, омыть, одеть в шелковые одежды и повесить на грудь ее золотую цепь, то свинья все равно сдерет с себя все эти одежды и с хрюканьем снова плюхнется в грязь». Итак, свиньи – это те люди, которые после неискреннего покаяния опять возвращаются к прежним своим грехам. Аминь.

О покаянии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Св. Пророк Божий Малахия предвозвещает: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мф. 11, 10). И св. Пророк Исаия говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие] (Ис. 40, 3–5). Что значат эти таинственные слова, сказанные о величайшем из рожденных женами – святом Пророке, Предтече и Крестителе Господнем Иоанне? Ангел. Слово «Ангел» означает вестник. Ангелы открывали людям тайны Божии. А Иоанн Креститель возвестил миру величайшую тайну, что Мессия пришел на землю. Путь человека к Богу и путь Бога к человеку проходит через человеческое сердце. Горы и холмы на этом пути – это наша гордыня и тщеславие. Гордыня, как стена, как отвесная скала, преграждает путь благодати к человеческому сердцу. Долы, пропасти, рвы, овраги на этом пути – наши грехопадения. Кривизна – это ложь, лицемерие и другие тайные грехи и пороки. Когда в древности царь хотел осмотреть свои владения, то задолго перед этим его подданные расчищали и расширяли дороги, прокладывали новые пути, возводили мосты, чтобы царь мог обозреть все пределы своего государства. А царство Божие – это душа человека. Как можно уравнять путь благодати к сердцу? Только лишь одним покаянием. Иоанн Предтеча сказал: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Другого пути, кроме покаяния, к Царству Небесному нет и не будет! Так он призывал народ к покаянию. Затем того, кто желал принять у него крещение, он вводил в воды реки Иордан. Также входил в реку вместе с ним. И здесь человек исповедовал Иоанну Крестителю свои грехи. А Пророк в это время молился Богу о прощении его. Затем, по окончании исповеди, Иоанн Предтеча говорил: «Я крещаю тебя во имя грядущего Мессии», – и погружал его в воды Иордана. Братия и сестры! Ерм в книге «Пастырь» пишет: «Если бы Господь не даровал нам покаяние, то не спасся бы ни один человек». Святые Отцы говорят: «Первый дар благодати, первый дар Духа Святого – это познание своих грехов». Когда благодать коснется человеческого сердца, тогда человек почувствует, как он далек от Бога. Преподобный Антоний Великий перед смертью говорил: «Вся моя продолжительная жизнь была ни чем иным, как только лишь беспрерывным плачем о моих грехах!» Иногда мирские люди спрашивали у подвижников: «Почему вы всю жизнь свою проводите в плаче и покаянии, а многие в миру совершают тяжкие грехи и между тем вовсе не считают себя грешниками?» У святых Отцов есть такие примеры: когда вода мутна, в ней не видно ничего, когда она отстоится, то в ней можно различить и маленькие камешки, и песчинки. В темном погребе не видно грязи, но если луч света проникнет в него, то мы увидим там, в луче этого света, тысячи пылинок. Чем чище становится душа человека, тем яснее он видит свои грехи. Братия и сестры! Что такое покаяние? Покаяние – это суд человека над самим собой до Страшного Суда. В мирском суде, чем суровее обвиняет преступника судья, тем более тяжкий выносится ему приговор. А здесь наоборот, чем строже совесть обличает человека, тем полнее его прощение, тем ближе его спасение. В чем состоит покаяние? Для того, чтобы оно было истинным, необходимы следующие условия: Во-первых, сожаление о своих грехах. Во-вторых, чистосердечная исповедь пред священнослужителем – человеком, наделенным особым правом прощать и разрешать грехи. Но исповедь, как я вам сказал, должна быть не только беседой, не просто рассказом о своих грехах, а плачем о них. Ведь часто люди рассказывают о своих грехах без всякого покаяния, а иногда даже гордясь ими. Затем, в-третьих, человек должен решиться больше не повторять эти грехи. Иметь решимость скорее умереть, чем согрешить снова. Есть древняя пословица: «Мудрый дважды не падает на одном месте». И, наконец, четвертое условие – человек должен стараться исполнять в своей жизни добродетели, противоположные прежде совершенным грехам. Тогда, братия и сестры, наше покаяние будет принято Богом. Покаяние – это основа всей духовной жизни христианина. Почему мы бываем холодны в великие праздники? Почему, причащаясь, мы не чувствуем, как огонь и свет входит в наши сердца? Только потому, что мы не пробудили, не смягчили, не очистили душу покаянием. А нераскаянное сердце твердо как камень. Нераскаянное сердце – это дверь, закрытая перед Иисусом Христом. Есть древняя притча о том, как Господь послал Своих Ангелов, чтобы они принесли Ему то лучшее, что увидят они на земле. И каждый Ангел принес с земли дар Богу. Не было лишь одного из них. Но вот явился и он и сказал Господу: «Я принес Тебе в дар слезу грешника. Я увидел, как ночью грешник, презираемый всем миром, один горько плакал о грехах своих и молился о прощении. Я взял его слезу и принес Тебе». И Господь сказал: «Это самый лучший дар. Слеза кающегося грешника – драгоценный дар для Меня!» Итак, братия и сестры, как память о смерти, укоренившись в человеческом сердце, дает ему мужество пережить все превратности жизни, дает ему глубокий мир, так и покаяние кончается небесным покоем и чистой радостью. Пусть святой Иоанн Предтеча, покровитель кающихся, научит нас истинному покаянию, дабы мы были причастниками благодати Духа Святого, особенно завтра – в день великого праздника Крещения Господня. Аминь.

О неосуждении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Святые Отцы указали нам различные пути ко спасению. Каждый из них обладал особыми добродетелями: преподобный Макарий Великий – смирением; авва Агафон – даром рассуждения; преподобный Сисой – огненной молитвой, во время которой сияло как солнце его лицо, и даже пальцы рук светились, будто унизанные горящими свечами; преподобный Ефрем Сирин – покаянным плачем; преподобный Моисей Мурин – милосердием, заботой о престарелых и больных монахах. Одни служили Господу в безмолвии и уединении, предстоя Ему в молитве за весь мир, другие служили Богу в лице человека – своего ближнего. Много путей ко спасению, но какой из них самый легкий? Можем ли мы спастись без особых трудов, без изнурения своего тела? Есть ли такой путь? Да, есть! Есть такая лестница от земли до неба: один конец ее всегда у наших ног, а другой – у престола Божия. Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братий и вынуждал гневаться игумена. Иноки роптали и даже просили настоятеля изгнать его. И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братия, что погибнет душа несчастного. Собрались они у одра его, чтобы облегчить предсмертные страдания своей молитвой, но что же видят они? Этот монах умирал смертью праведника. Лицо его выражало спокойствие и радость. Когда он немного очнулся, братия спросили: «Какое утешение получил ты от Бога? С кем ты беседовал, как с близкими родными своими?» И умирающий, собрав последние силы, отвечал: «Братия, вы знаете, что я жил недостойно, и вот я увидел, как демоны окружили мой одр, в руках их была хартия – лист, сверху донизу исписанный моими грехами; они приблизились ко мне, Ангел же хранитель мой стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» – и тотчас хартия в руках демонов загорелась, и они с воплями исчезли. Подошел ко мне Ангел и приветствовал меня, и я говорил с ним. Братия, – продолжал он, – после принятия монашества я не осудил ни одного человека!» «Братия, – сказал он еще, – вы осуждали меня и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого». И так он почил смертью праведника. Братия и сестры! В сегодняшнем Евангелии содержится притча о том, как некий богатый и добрый человек простил рабу своему огромный долг – тьму талантов, то есть десять тысяч талантов, что равно множеству килограммов золота, сумму, которой не владели тогда даже князья и цари (Мф. 18, 23–35). Этот несчастный бросился умолять господина, чтобы тот простил ему, и господин по милости и доброте своей отпустил ему долг. Но вот тот же человек встретил своего товарища, который был должен ему незначительную сумму, и стал требовать возвратить ее. Должник просил его немного подождать, пока он соберет деньги, но тот был неумолим. Узнав о таком немилосердии, господин разгневался и, хотя перед тем простил ему долг, повелел бросить его в темницу и держать там до тех пор, пока он не выплатит все до последней копейки. Что означает эта притча? Господин – это Сам Господь, рабы – это мы. У нас перед Господом огромный долг, уплатить который мы не в силах. Этот долг – наши грехи, совершенные из-за непокорности воле Божией. Братия и сестры! Каждым грехом своим мы оскорбляем величие Божие. Апостол Павел говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). А мы оскверняем этот храм своими грехами, разоряем его. Достоинство, совершенство Господа бесконечно, поэтому и оскорбление, которое мы наносим Богу, совершая грех, – огромно. Далее, ничтожно малый долг в притче – это несправедливость людей к нам. Господь благоизволил по милости Своей как бы уравнять Себя с людьми, Он сказал: «Если вы отпустите ближнему грех, то и Я отпущу вам долги ваши; вы простите – и Я прощу; вы не судите – и не будете судимы». Братия и сестры, в Священном Писании, в «молитве Манассии», сказано: «Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим Тебе...» Св. Димитрий Ростовский говорит: «Все люди грешны, даже праведник пять раз в день падает и встает, как написано в притчах», – конечно, падение его, может быть не как наше, но падение где-то в мыслях, в глубине сердца: «Никто не чист от греха, хотя бы прожил на этой земле один день». А как же Священное Писание говорит, что Авраам, Исаак и Иаков не согрешили пред Господом? Неужели же Писание ошибается? «Нет! – говорит святой Димитрий Ростовский. – Авраам, Исаак и Иаков не имели злого чувства ни к кому, они всех прощали, они не судили никого, они не желали несчастья ни одному человеку – даже врагам своим. Они не погрешили пред Богом грехом злобы». Однако некоторые говорят: «Если мы будем прощать все грехи, то зло возрастет, грешники будут становиться еще наглее». Но чаще бывает наоборот: когда человеку оказывают милосердие, в душе его пробуждается совесть, а зло только умножает зло. Про святого епископа Аммона рассказывают, что к нему привели на суд женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния (тогда епископ выполнял и роль судьи). Посмотрев на несчастную, святой епископ сказал: «Ты зачала ребенка, роды твои будут трудными». Затем обратился к своим служителям: «Дайте ей десять аршин полотна: если она умрет во время родов, то оно будет ей саваном, а если родится ребенок, то оно пригодится для него». И отпустил женщину, не наказав ее и не дав никакой епитимии. Тогда одна дева, присутствовавшая на суде и жаждавшая, чтоб порок был наказан, закричала: «Этот епископ, наверно, безумный!» На это святой ответил ей: «Долгие годы я молился в безмолвии в пустыне, чтобы стяжать это безумие, и теперь не желаю расстаться с ним, не променяю его ни на какую мирскую мудрость». То есть он достиг такой степени совершенства, что не видел уже зла в людях. И в данном случае он своим мудрым поступком привел грешницу к глубокому покаянию, напомнив ей о смерти, спас ее душу. В другой раз пришли к нему братия одного монастыря и стали жаловаться на монаха, который пал так низко, что к нему ночью приходила женщина, и стали требовать от преподобного Аммона, чтобы он изгнал этого монаха, сняв с него иноческие одежды. Епископ отказался: «Я не поверю, пока не смогу убедиться в этом сам». И вот монахи проследили, как блудница зашла в келлию этого несчастного инока, и сообщили об этом епископу – и он сказал: «Пойдемте вместе». Постучались в дверь к монаху; тот, трепещущий от страха, вышел им навстречу. Епископ с братией вошли в келлию. Аммон догадался, что монах спрятал свою ночную гостью под стоявшую в келлии бочку; он сел на эту бочку и сказал монахам: «Обыщите все углы комнаты». Те начали искать, залезли в погреб, но никого, конечно, найти не смогли. Никто из них не посмел попросить: «Встань, Владыко, мы посмотрим под бочкой». Постояв, они сказали: «Мы никого не нашли». Аммон ответил им: «Видите, как вы согрешили? Идите и кайтесь». А сам остался с тем монахом, подошел к нему, не сказав и слова в укор, а только, взяв его за руку с любовью, шепнул ему тихо: «Брат, брат, следи за душой своей, помни, как коротка эта жизнь», – и вышел. Эти слова так поразили грешника, что он тут же дал пред Богом слово никогда больше не согрешать и, прогнав ту женщину, впоследствии стал добрым подвижником и свое спасение приписывал милосердию Аммона: его могли изгнать с позором, и тогда, уйдя в мир, он бы уже совершенно бесстыдно погрузился в бездну грехов. Но есть и совсем иной пример! В некоем храме служили две девственницы. Служили усердно, с юных лет посвятив себя Богу, они почти не выходили за ограду храма. Но страдали при этом пороком осуждения. Осуждали они богомольцев, осуждали священников, дерзость их простиралась даже до осуждения епископа, как будто диавол держал в руке своей их языки... Во всяком почти приходе есть такие существа – какой-то гибрид между человеком и змеей, если позволите сказать: туловище человека, а голова змеи. Братия и сестры, вы, наверное, сами часто встречались с такими людьми, одержимыми духом злословия и осуждения, но считающими себя борцами за правду... Епископ той области увещевал сестер, но ничего не помогало. Тогда он дал им епитимью. И вот, находясь под епитимьей архиерея, эти девы заболели и умерли. Так как они всю жизнь посвятили служению в храме, то их похоронили внутри церкви. И что же? Когда шла Литургия и диакон возглашал: «Оглашенные, изыдите!», то многие из молящихся видели, как две тени выходили из гробницы. Приклонившись низко к земле, как преступники, словно стыдясь даже посмотреть на свет Божий, они выходили тихо из храма – это продолжалось долгое время. Священник понял, что эти несчастные души не имеют места в Церкви Небесной, и потому Господь зримо выгоняет их из храма, но еще – что Он изгоняет их из милости к ним, чтобы видевшие это усилили молитву за них. Он сообщил об этом архиерею, тот пришел в церковь и просил собравшихся, чтобы все встали на молитву; они молились об упокоении сестер. Епископ попросил, чтобы верующие простили этим умершим девам все, что кто имел против них, так как почти все были оскорблены и задеты их языками; и весь народ сказал: «Да простит их Господь». Тогда архиерей подошел к гробнице и прочел разрешительную молитву. После этого во время Литургии тени уже больше не появлялись. Братия и сестры! Про некоторого святого старца рассказывают, что когда он заночевал в одном селе, возвращаясь в монастырь, то услышал, как селяне бранятся друг с другом, употребляя самые грязные слова. Тотчас он встал на колени и начал горячо молиться. И предстал пред ним Ангел Божий с огромным мечом и сказал: «Этим мечом будут поражены все, кто осуждает ближних своих: блажен ты, что слыша эту брань, которая была попущена тебе в искушение, никого не осудил, а стал молиться! За это благословение Божие будет на тебе». Неосуждение – вот самый легкий путь ко спасению, и как часто мы забываем о нем! Не только прощение наших грехов, братия и сестры, но даже мера благодати как бы в наших руках, потому что Господь сказал: каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить! (Мф. 7, 2). Спасение и благодать – это дар Божий, но условие для принятия его – прощение всех людей. Тот, кто искренне прощает человека и первый идет с ним мириться, тот уже больше никогда в жизни не вспоминает несправедливости, причиненной ему. Кто искренне прощает, тот так же искренне желает добра тому, кого он простил, как лучшему своему другу. А самый главный признак того, что мы простили нашего противника, – мы горячо молимся за него и желаем ему в глубине своего сердца всех благ и в вечной, и во временной его жизни. Итак, братия и сестры! Как мы хотим, чтобы Господь относился к нам, так и мы должны относиться к каждому человеку! Аминь.

О небе

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Сегодня мы слышали Евангелие, беседу Иисуса Христа со Своим тайным учеником Никодимом, одним из иудейских старейшин. Господь сказал: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Что значат эти слова? Священное Писание говорит о небе в различных смыслах. Первое небо – это то воздушное пространство, которое окружает Землю, тот бездонный лазурный океан, в котором, как огромный корабль, плывет наша Земля. Второе небо – это космические просторы, где находятся небесные светила – звезды, которые сияют как драгоценные камни, брошенные кем-то в бескрайние пространства. Некоторые из нас задают себе вопрос, есть ли жизнь в этих мирах? Но Святое Писание говорит лишь об Ангелах и людях, остальные небесные тела – мертвое вещество. Было, братия и сестры, такое мнение в древнем мире, что звезды – это ангельские силы, но Церковь на Пятом Вселенском Соборе осудила это мнение как еретическое. Духовный центр мира – Земля; хотя она в масштабах всего мироздания представляет лишь малую частицу, почти пылинку, но здесь, на Земле, произошли самые великие события в истории Вселенной. Сюда сошел Господь, и на Земле Он принял человеческую плоть, на Земле пролил Он Свою Кровь, поэтому Земля стала духовным сердцем всей Вселенной: так малый алмаз драгоценнее огромных каменных глыб. Бывает, что люди спрашивают: зачем же тогда Господь создал эти миллиарды звезд, если они мертвы и необитаемы? Но это все равно что спросить художника: зачем он нарисовал великолепную и величественную картину? Для Господа одинаково легко сотворить миллионы галактик и одну песчинку. Когда-то к преподобному Антонию Великому пришли философы и после продолжительной беседы спросили у него: «Ведь ты не читал в жизни ни одной книги, откуда у тебя такая мудрость?» Антоний сказал: «Я беспрерывно читаю книгу, написанную перстом Божиим, она открыта предо мной, одна страница книги – это земля, а другая – небо». Итак, преподобный Антоний учился Богопознанию из истории Земли, усматривая промысел Божий в судьбах мира, и далее, взирая на небо, он постигал бесконечность и величие Творца. Есть предание, что святой праотец Авраам, созерцая небо, пришел к познанию Единого Бога; также и в житии святой великомученицы Варвары рассказывается о том, что таким образом – через созерцание творений Божиих –пришла к познанию Творца и она. В тропаре равноапостольной княгине Ольге, которую история именует «мудрой», сказано, что она возносила ум свой от видимой твари, то есть от видимого творения, к невидимому и вечному, и так познала Создателя всего сущего. Братия и сестры! Видимое нашими глазами небо есть образ другого – духовного неба, высших сфер, где обитают Ангелы и души святых. Об этом небе говорит Господь: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Как сошел Господь с небес? Ведь Господь – это Дух бесконечный. Он сошел с небес в том смысле, что здесь, на Земле, принял человеческую плоть; но написано также в Евангелии: Сущий на Небесах (Мф. 6, 9), – то есть Он пребывает Духом Своим везде, все содержит силою Своею, пребывает Весь во всем, и в то же время Весь превыше всего. Один из византийских философов, Козьма, написал ученый труд, в котором он изобразил картину мира. Эта картина символична. Вообще, древние философы, ученые и мудрецы любили выражать свои мысли в форме притчи, в форме загадки. И вот он нарисовал картину, над которой впоследствии много смеялись и издевались как над невежеством древних людей. На этой картине изображена Земля, покоящаяся на трех слонах. Три слона стоят на ките, в океане, Землю окружает хрустальный свод, и человек, дойдя до края Земли, заглянул за него и как будто сломал. Что это значит: действительно ли это невежество, или же здесь заключается какой-то глубокий, таинственный смысл, который позволяет видеть Вселенную не только как груды бездушной материи, но и как воплощенную в вещество Божественную идею? Океан означает то космическое небо, о котором мы говорили. Три слона означают три добродетели: веру, надежду и любовь, на которых и зиждется мир. Когда не станет этих добродетелей, когда исчезнут они, то разрушится и мир, разрушатся все звенья, которые сохраняют и удерживают его от распада. Некоторые спрашивают: «Когда будет конец мира?» Господь отказался ответить на этот вопрос потому, что знать день и час неполезно для нас, но можно сказать, что мир погибнет тогда, когда иссякнет и погибнет любовь. Далее, эти три слона стоят на ките; что это значит, братия и сестры? Это – возрождающая благодать Божия, на которой держатся три добродетели. Древние нарисовали Землю, которую окружает хрустальный свод в виде огромного шатра. Впоследствии их недальновидные потомки над этим смеялись. Однако древние мудрецы оказались правы. Действительно, нашу Землю окружает некий, подобный «шатру», слой озона, благодаря которому и сохраняется жизнь на Земле. Если он будет разрушен, то жизнь на Земле уничтожится в потоке космической радиации. Господь сказал о том, что Он пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но для того, чтобы мир спасти (Ин. 12, 47). Евангелие говорит, что Свет пришел в мир, но мир не познал Свет, не принял Его (Ин. 1, 9–11). Люди возненавидели Свет потому, что дела их были злы. Господь говорит, что Он пришел, дабы все верующие в Него спаслись, но мы знаем, сколько христиан погибает. Святые Отцы учат нас, что верующие будут судимы более строго, чем неверующие. Преподобный Макарий Великий указывал, что в самом страшном месте ада будут находиться священники, недостойно литургисающие, и монахи, нарушающие свои обеты... И все же Господь говорит, что те, кто верит в Него – спасутся. Братия и сестры! Есть разная вера; есть вера от ума, эта вера холодная и мертвая, как свет луны. Эта вера не согревает нашего сердца, не определяет наших поступков. Мы верим, что есть Бог, а живем так, как будто Его нет, живем, погруженные в свои собственные страсти. Эта вера не спасет никого, она будет человеку только в осуждение. Господь говорит о другой вере, которая подобна солнечному свету, изливающемуся на всех; солнечному свету, который греет и животворит, под лучами которого расцветают растения и прекрасные цветы. Это вера, соединенная с любовью, вера, которая проявляется и свидетельствуется всей жизнью человека. Господь сказал: как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14). Что значат эти странные для нас слова? Почему Господь вдруг сравнивает Себя с вознесенным в пустыне змием? Ветхий Завет является прообразом и символом Нового. В событиях Ветхого Завета мы видим те сокровенные тайны, которые открылись в Евангелии. Моисей вывел израильтян из египетского рабства, где фараоны заставлялы их день и ночь работать, обжигать кирпичи, а затем, чтобы израильский народ не стал слишком многочисленным, приказывали убивать всех детей мужского пола. Египет у святых Отцов символически означает ад, рабство фараону – это рабство человечества греху. Делались кирпичи из глины, которую носили на своих плечах израильтяне, – что это значит символически, братия и сестры? А то, что грешник погружен всецело в суетное и земное. Затем эти кирпичи обжигались в огне; огонь – наши страсти; глина становилась твердой, как камень. И так же наши души от грехов становятся каменными, становятся жесткими, становятся неприступными для действия Божественной благодати. И вот Господь через Моисея выводит израильтян из Египта в землю обетованную, которая символически означает Царство Небесное, а сами израильтяне – Церковь Божию. Идут они по пустыне сорок лет; сорок лет – это жизнь одного поколения, это наша земная жизнь. В одном из гористых мест, где израильтяне расположились своим станом, их начали жалить ядовитые змеи, которых там находилось огромное множество. Люди умирали один за другим, и тогда Моисей по указанию Божию сделал медного змия. Раньше израильтяне отлили идола – тельца из золота и драгоценных камней. Его Моисей разбил и бросил в воду. Теперь он делает змия из простого металла – меди, затем этого змия он прикрепляет к шесту. По объяснению святых Отцов, шест, на котором был укреплен змий, имел форму креста. Моисей воздвиг шест-крест над станом израильтян. Тот, кого укусила ядовитая змея, если успевал добежать до шеста и взглянуть на медного змия, не умирал, оставался жив. Здесь – прообраз Иисуса Христа. Но, говорят, как же Христа можно сравнить со змием, ведь змий в Библии чаще всего выступает как символ темной, богоборческой, враждебной человекам силы? Когда распялся Господь, то Он к Кресту Своему пригвоздил грехи всего человечества, в этом смысле змий был пригвожден к кресту-шесту. И вот, если человек взирает очами веры на Искупителя – Господа, то есть верит, что Иисус Христос его Спаситель, и с покаянием прибегает к Нему, то раны от укусов невидимых змей, то есть наши грехи, исцеляются благодатью и милостью Божией. Так должно вознесену быть Сыну Человеческому, – говорит Христос о Своем будущем распятии и о спасении мира (Ин. 3, 14). Господь говорит о том, что Свет пришел в мир, но мир Его не познал, потому что возлюбил больше тьму. Мы в Символе веры читаем: «Распятого при Понтийстем Пилате», – однако, братия и сестры, распятие Христа продолжается, оно продолжается как в истории человечества, так и в наших собственных душах. Мир, который возлюбил зло больше, чем Свет, сразу же ополчился против Христа и Его учеников. Вы помните, в Евангелии повествуется, как Ирод и Пилат помирились друг с другом во время суда над Спасителем и стали с этого дня друзьями (Лк. 23, 11–12). Так иудейский и языческий миры, как будто бы чуждые, не похожие друг на друга, сплотились в общей ненависти против Христа Спасителя, и какие страшные гонения, пытки и истязания были обрушены на Его учеников, как будто излилась на них вся богоборческая злоба людей и демонов! В наших собственных сердцах Господь распинается, когда мы выбираем грех. Когда мы выбираем тьму страстей, а не свет Богопознания, то мы становимся мистически и предателями, и убийцами Христа Спасителя. Почему многие из нас говорят, что они не чувствуют духовной радости, ведь Свет пришел в мир! Мы должны внутренне радоваться и торжествовать. Почему сердца наши мертвы и холодны? Потому что мы не любим Бога. Братия и сестры, но почему мы не любим Бога? Ведь естественно детям любить своего отца, тем более людям – любить своего Небесного Отца и Создателя! Почему? Лишь потому, что нельзя одновременно любить Христа и грех, Бога и демона. Некоторые говорят: мы ходим в храм, мы каемся, мы причащаемся, значит, мы любим Бога больше, чем грех. Но, братия и сестры, почти у каждого из нас есть какой-то тайный грех, с которым трудно расстаться. Человек готов бороться со всеми остальными пороками, но этот, столь сладостный для него, сохранить в тайне. И поэтому благодать не может проникнуть в душу такого человека. У одних это – сребролюбие, у других – осуждение людей, у третьих – плотские похоти. Помните: когда человек не борется со своим грехом, он далек от Христа. Святые Отцы говорят: «Со всеми грехами сразу бороться невозможно, порази змею в ее главу, и тогда змея будет мертва. Если же ты будешь резать тело змеи на части, то все равно она останется жива». Значит, каждый из нас по своей совести должен рассудить, какой грех самый пленительный для него и с каким расстаться ему труднее всего, в котором тяжелее исповедаться, потерять который он боится больше, чем потерять свое вечное спасение. Авва Дорофей рассказывал, как однажды к нему пришел некто из братии и покаялся, что ворует пищу. Авва с любовью спросил: «Почему ты делаешь это?» Тот ответил: «Я голоден, и мне не хватает пищи за трапезой». Тогда Преподобный сказал: «Я благословляю тебя есть сколько ты хочешь, только не воруй». Через некоторое время оказалось, что этот человек ворует снова. Авва Дорофей опять спросил его: «Почему ты делаешь это, ведь я благословил тебя есть сколько ты хочешь?» Тот ответил: «Мне стыдно братии». Тогда Дорофей говорит: «Приходи ко мне, ты ведь не стыдишься меня, и у меня ешь, что хочешь, пока ты не насытишься, только не воруй». И вот, снова оказалось, что этот несчастный брат ворует. И снова спросил его Преподобный: «Зачем ты это делаешь, неужели ты стесняешься и меня, своего отца?» Тот сказал: «Нет, отче, я не стесняюсь тебя, но я не могу не воровать, я привык, и поэтому я испытываю мучение, если не украду что-нибудь». Тогда авва захотел узнать: «А что же ты делаешь с тем, что крадешь, всё поедаешь?» Брат ответил: «Нет, отче, я насыщаюсь и в трапезе. То, что я ворую, я несу в свою келлию и прячу, а затем, когда пища начинает гнить, я потихоньку выношу ее и кормлю осла». Да, братия и сестры! Иногда и у нас бывает грех совершенно бессмысленный, грех дикий, однако в этом грехе мы находим какое-то тайное наслаждение. Еще был подобный случай, когда некий монах также воровал пищу, но заговорила в нем совесть, и он решил покаяться. Он вышел и перед всеми исповедовал свой грех и, поклонившись, просил братию молиться о нем. Очевидец пишет, что, когда брат исповедал свой грех, изо рта его вышел темный дым и в помещении все почувствовали страшный смрад, ибо это из него вышел демон. Итак, братия и сестры, для того чтобы в душе у нас была духовная радость, для того чтобы мы любили Бога и видели очами сердца Свет, Христа Спасителя, мы должны бороться со своими грехами, ибо солнце сияет для всех, но мрачные тучи наших страстей закрывают его от нас. Аминь.

О демонах

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Сегодня вы слышали Евангельское повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом несчастного, одержимого демоном (Мф. 17, 14–21). Св. Иоанн Златоуст объясняет: «Демон мучил человека в новолуние для того, чтобы люди, видя его страдания, хулили бы луну, творение Божие, а не демона». Демон мучает, тиранит, жжет страшным внутренним пламенем свою жертву, и при этом старается остаться незамеченным, как вор ночью. Один из богословов писал: «Самая большая хитрость демона состоит в том, что он смог убедить многих в том, что его не существует». Есть люди, называющие себя христианами, которые говорят: «Мы верим в Бога, но не верим в диавола. Диавола нет, это всего лишь олицетворение наших грехов и страстей». Братия и сестры! Если мы закроем глаза на самого нашего лютого врага, то мы окажемся перед ним беспомощными и безоружными. Как лиса притворяется мертвой, чтоб затем неожиданно броситься на свою жертву, так и демон старается, чтобы мы забыли о его существовании, о том, что эта темная сила близ нас, чтобы внезапно напасть на нас, застать врасплох, парализовать нашу душу, схватить ее своими страшными зубами. Священное Писание ясно говорит о существовании сатаны и царства темных сил. Об этом написано в посланиях апостолов, особенно у святого апостола Павла, у него говорится о диаволе как о постоянном, реальном враге каждого христианина. В житиях святых, особенно в патериках, описаны многочисленные случаи явления и действия темных сил. Если мы рассмотрим свою собственную жизнь, свою душу, то увидим, как часто грех с тиранической силой властвует над нами. Говорят, что змея притягивает к себе лягушку своим взглядом, она как бы впивается глазами в свою добычу, и та сама ползет в рот змеи, кричит, но ползет. Так, братия и сестры, грех не приносит никому ни радости, ни счастья, но мы под действием темной силы совершаем его, душа наша страдает, плачет о себе самой, но мы творим грех. Как люди после кораблекрушения оставшись на море, не имея пресной воды, пьют соленую, надеясь утолить мучающую их жажду, но она лишь разжигает ее еще больше, так и грех, и страсти, приносят нам беспрерывное страдание и тяжесть, томление духа, в то же время с какой-то страшной, гипнотической, сатанинской силой влекут нас к себе. Каждый знает и другое явление сатанинской силы. Это хульные, нелепые, кощунственные мысли, которые приходят нам на ум. Диавол, пролетая мимо, запечатлевает в нас эти гнусные образы. Есть даже места, как будто бы зараженные какой-то духовной проказой. Есть дома, в которых нам особенно тяжело, как будто кто-то давит нашу душу, и нам кажется, что здесь совершилось какое-то преступление, что на стенах этих домов видны следы крови. И наоборот, некоторые места действуют умиротворяюще на душу человека. И это – действие темных и светлых сил. Братия и сестры! А до какого состояния могут доходить некоторые люди под влиянием демона! Жил некогда во Франции знаменитый герой англо-французской войны – маршал, один из приближенных короля. О его богатстве ходили легенды. Однако ведя жизнь разгульную, маршал постепенно обнищал. В поисках путей к возвращению утраченного богатства, он связался с колдунами, магами и от одного из них получил совет: похищать детей и из их крови делать золото. Когда в окрестностях стали исчезать дети, безошибочный инстинкт матерей указал им на маршальский замок. Но доказательств не было. Только благодаря случайности было обнаружено это преступление. И когда королевские войска ворвались в замок, то в подвалах его солдаты увидели множество детских трупов. А одно из страшных сатанинских проявлений нашего времени – это фашизм. Оказывается, – и теперь уже пишут об этом, –Гитлер был окружен астрологами, предсказателями будущего, волхвами и магами и слушал их. Он хотел возродить ритуалы языческих религий с их магическими обрядами. И сама свастика – это древнейший арийский знак, похожий на крест со сломленными, перегнутыми концами. Сам Гитлер не раз говорил, что Христос – его личный враг! И когда на Северном Кавказе был взят Эльбрус, то немцы решили совершить там ритуальное жертвоприношение из пленных. В наши дни в Америке официально существует организация, называемая «церковью сатаны». Св. Василий Великий говорил: «Демон – вор, он не имеет ничего своего, он старается только украсть у нас то, что принадлежит нам». На небе Ангелы воспевают Бога, на земле совершается Евхаристия, а в глубине ада идет черная литургия, черная месса, и отрывки из этой черной мессы как раз и входят в заговоры и в заклинания магов. В ритуалах «церкви сатаны» есть причащение из человеческих черепов; притом каждый раз черепа меняются. А некоторые из обрядов настолько бесстыдны и гнусны, что я просто не могу говорить об этом на проповеди. Другое проявления сатанинских сил – это индуистские религии, которые, к сожалению, распространились по всему миру. Что такое индуизм? Это религия, которая фактически уничтожает разницу между добром и злом. В особенно популярной теперь ветви индуизма, йоге, используются так называемые мантры – краткие изречения, которые человек должен повторять как молитву. Среди них и такие: «Я есть абсолют, бог, вокруг меня вращаются тысячи миров». Как будто мы слышим слова самого сатаны, который хотел стать Богом! Другое распространенное в наше время сатанинское явление – это спиритизм, так называемое вызывание душ умерших, на самом деле – общение с темными духами ада. Еще Тертуллиан писал в III веке о говорящих столах, об этом обычае вызывания духов. А в Ветхом Завете Закон Моисея повелевал: волхвов и вызывателей мертвых предавать смертной казни через побиение камнями, ибо из-за них мог погибнуть весь народ. К явлениям сатанинским относится также всякое колдовство, ворожба и гадание, поэтому Святая Церковь предусматривает для колдунов епитимьи, как для убийц, и отлучает на многие годы тех, кто прибегает к ним или к гадалкам. Даже излишняя вера в свои предчувствия или вера снам может довести человека буквально до одержимости. Церковь запрещает также лечиться заговорами у знахарей, хотя бы у них в домах и были иконы, и они читали бы молитвы. Ибо, как я уже сказал, несколько слов из черной мессы, слова заклинаний могут молитву превратить в заговор: так же, как и несколько капель яда весь мед превратить в яд! Запрещается также ношение амулетов от болезни, ибо наша надежда и защита – Крест Христов! Братия и сестры! Еще повторяю, что православным христианам запрещается лечиться гипнозом, ибо гипноз есть насильственное вторжение в наше сознание чужой воли. Мы как бы отдаем неизвестно кому свою волю, свойство своего Богоподобия. Гипноз подобен представлению в кукольном театре, где артист, сидящий за сценой, дергает нитки, и куклы совершают различные движения: то встают, то садятся, то кувыркаются. Так и на гипнотических сеансах люди, под влиянием гипноза, совершают странные, нелепые, позорные действия, и человек, который так легко отдает свою волю гипнотизеру, потом будет податлив и для любых сатанинских внушений, будет игрушкой в руках злодеев. Запрещено христианам и лечение так называемыми биотоками, биополем. Кто такие эти самозванные целители? Какой силой действуют они? Святые они люди что ли, исполненные благодати? Нет! Большинство из них вообще не ходит в церковь, не причащается, не исповедуется. Многие из них не христиане и ведут совершенно, так сказать, светский, а то и порочный образ жизни. Какой же силой они исцеляют? От святых, как вы знаете, исходит какой-то внутренний свет, и на иконе этот свет изображен в виде нимба сияния; но от темных сил исходят черные лучи, поэтому и демон как бы окружен мраком. Демон не потерял своей ангельской силы, только это сила служит уже не добру, а злу. Эти странные «сеансы исцелений» как будто уродливо копируют чудеса Христа и святых. Еще Василий Великий говорил: «Демон – это обезьяна Бога», – ибо демон старается уродливо (иначе он и не может) повторить и заодно внутренне осмеять то, что делали святые. И те, кто идет к так называемым целителям, остаются «должниками» темных сил, которые в свое время потребуют от них этот долг. Братия и сестры! Какое же у нас орудие против демона? Это прежде всего, как сказал Господь , пост и молитва, особенно молитва Иисусова, ибо в Евангелии сказано: именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16, 17); затем слова псалма: Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его (Пс. 67, 2). Когда бес был спрошен неким старцем, чего он боится больше всего, то под действием благодати вынужден был признаться, что боится этих псаломских слов. Потом бес сказал: «Боюсь я того, что вы носите на груди, и того, что вы вкушаете», – то есть боюсь креста и боюсь причастия. Для того чтобы не овладели нами темные силы, мы должны очищать душу свою от грехов частой исповедью. Старец иеросхимонах Иларион Оптинский, занимавшийся изгнанием бесов, требовал от приходящих к нему прежде всего полной исповеди, начиная с шести лет. Демон – гордый дух, и поэтому больше всего он боится смирения. У Антония Великого был ученик Павел Препростый, который пришел к нему уже стариком, но своим глубоким смирением и всецелым послушанием добился того, что бесы трепетали перед ним – старым по годам, но молодым по монашеству подвижником. И оттого преподобный Антоний одержимых самыми лютыми демонами посылал к своему ученику, говоря: «Бесы изгоняются верой, а князья бесов – смирением». Братия и сестры! Чему учит нас сегодняшнее Евангелие? Оно приоткрывает нам завесу над будущей жизнью, показывает, какой несчастной жертвой может оказаться душа, подпавшая власти диавола, еще здесь, в этой жизни. А ведь грешников демон будет мучить и после смерти. Страшны мучения демонские, страшен ад – эта огромная пропасть, наполненная змеями, в которую будет брошен человек. Эти змеи будут вечно кусать его, яд будет жечь огнем его кровь, но он уже не умрет никогда. Братия и сестры! Поэтому я предостерегаю вас от таких грехов, как гадание, как спиритизм. Даже если вы гадаете в шутку, не придавая этому значения, как некоторые гадают на кофейной гуще, все равно вы открываете свою душу, как дверь своего дома, для темных сил. В Апокалипсисе написано, что изгнаны будут из Небесного Иерусалима убийцы и прелюбодеи, колдуны, волхвы и идолослужители, участь их в озере, горящем огнем и серою, которого страшится сам сатана(Апок. 21, 8). Аминь.

О молитве

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Когда поражены нервы, то и все тело человека расслаблено. Он похож на живой труп. Когда нет молитвы, то парализована вся духовная жизнь человека. У него угасает вера, исчезает любовь, меркнет надежда. Молитва – это невидимая лестница, по которой человеческая душа восходит к небу. Молитва – это те духовные камни, из которых Ангелы строят вечный дом для нашей души. Молитва – те чудные семена, посеянные в сердце, из которых в вечности произрастают райские цветы. Поэтому святые Отцы и называли молитву царицей всех добродетелей. Молитва бывает церковная и домашняя. Я уже много раз говорил вам о том, что церковная молитва необходима для спасения христианина. Все храмы мира соединены между собой невидимыми каналами благодати. Как радиусы пересекаются в едином центре, так и духовные лучи, исходящие из всех храмов и, если можно так сказать, из сердец всех святых, пересекаются в каждой церкви. Поэтому, когда мы молимся в храме, то за нас совершается служба, за нас молятся во всех храмах мира. И в Иерусалиме, где Гроб Господень, и на Афоне, куда не ступает женская нога. Особенно велико значение Литургии, в которой в священных символах перед нами проходит вся земная жизнь Спасителя, а также раскрывается будущность Церкви и мира. Кто присутствует на Литургии, тот своими духовными очами созерцает великие тайны Божии. И не только созерцает, но и участвует в них. Когда преподобный Макарий, основатель египетского Скита, спросил у Антония Великого, посетившего его: «Чего еще не хватает нам для спасения?» – то преподобный Антоний сказал: «Храма, в котором свершалась бы Литургия». Молитвы, которые Церковь сохранила нам, которые мы читаем по книгам, сложены святыми Отцами. Это – вопль, исходивший из их сердец, это – чистейшее дыхание их чистейших душ. Святые Отцы лучше нас видели тайны духовного мира, видели свои собственные души и в черных безднах падения, и в ослепительном свете преображения. Поэтому молитвы, составленные ими, имеют огромную духовную силу. Когда мы читаем молитвы по книгам, то мы беседуем с Богом словами святых: людей, которые исполняли волю Божию, людей, в сердцах которых, как неугасимая лампада, сияло имя Иисуса Христа. Слова молитв, написанные в книгах, эти слова – не чужие для нас. Если мы будем читать их внимательно, стараясь слить с ними наш ум и сердце, то они станут нашими собственными молитвами. Но мы должны, кроме того, учиться беседовать с Богом и своими словами: просить Бога о наших повседневных нуждах, благодарить Его за все. Святой Иоанн Кронштадтский говорит: «После молитвенного правила скажи Господу хотя бы несколько своих собственных слов. Как приятна будет Богу эта молитва! как отцу приятен лепет маленького младенца». Братия и сестры! Господь говорит в Евангелии: Молясь, не говорите лишнего (Мф. 6, 7). Как это понять? Некоторые думают, что «лишнее», многословие – продолжительность молитвы. Нет, совершенно не так. Многословным мы называем того человека, в речи которого больше слов, чем мыслей. Говорить лишнее в молитве – значит просить у Бога неполезного нам. Говорить лишнее в молитве – значит указывать Богу, как и когда исполнить ее. Быть многословным – значит составлять свои молитвы так, как составляют стихи, точно мы хотим подействовать на Бога своим красноречием. А здесь только одно нужно – искренность и непосредственность. Наша молитва должна быть произносима языком нашего сердца. Только лишь язык сердца слышен на небе. Братия и сестры! Есть еще один вид молитвы – молитва непрестанная. Это краткая молитовка или же стихи из псалма, которые человек должен произносить как можно чаще, по возможности всегда и постоянно. Ученики св. апостола Иоанна Богослова произносили следующие псаломские слова: Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися (Пс. 69, 1). Преподобный Антоний Великий всегда молился: «Иисусе, помоги мне». Святой Иоанникий Великий повторял: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!» А большинство святых Отцов творили и завещали нам Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Эту молитву мы должны произносить как можно чаще. Сначала после молитвенного правила – десять или пятнадцать минут, постепенно увеличивая время. Повторять слова ее следует неспешно. Когда мы одни – вслух самим себе. Когда находимся в присутствии других людей, то молча, в своем сердце. Братия и сестры! Когда вы идете в церковь, творите Иисусову молитву. Когда вы сидите за трапезой, также молча читайте ее. Некоторые даже считают, сколько Иисусовых молитв они должны прочесть, пока пройдут от двери до ворот своего двора. Сколько Иисусовых молитв они должны прочесть, пока сидят за трапезой. Так сказать, Иисусовой молитвой они наполняют и измеряют весь свой день. Когда Иисусова молитва привьется к нашему уму, то она очищает его от скверны, лжи и лукавства. Она делает ум простым и световидным. Когда Иисусова молитва коснется нашего сердца, то в нем она усмиряет страсти, как укротитель диких зверей. Иисусова молитва пробуждает в нашем сердце любовь к Богу. Поэтому некоторые из святых Отцов называют Иисусову молитву любовию Божиею. У апостола Петра написано: Вы – род избранный, царственное священство (1 Пет. 2, 9). Царственное – потому, что нам обетовано Царство Небесное и Божественное благословение. Священство – потому, что молитва христиан – это священнодействие. Через молитву христиан освящается весь мир. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Будь епископом над сердцем своим, и в алтаре сердца приноси Богу мысленные жертвы молитвы». Братия и сестры! Какие должны быть условия для правильной молитвы? Это прежде всего приуготовление к молитве. Мы должны отрешить ум свой от всего преходящего и суетного, от всех повседневных дел. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Как на крыльях поднимись ввысь, над землей, и ты будешь безопасен от всех врагов твоих». Затем мы должны представить, с Кем мы беседуем, в присутствии Кого находимся, с Кем начинаем свою речь – с Творцом неба и земли, с Повелителем Ангелов, Он в это мгновение внимает нам. Затем у нас должна быть надежда, что Господь исполнит наши молитвы. Господь всесилен, Он все может. Господь – Любовь неизреченная. Поэтому Он хочет даровать нам блага больше, чем мы сами желаем добра себе. Молитва должна быть как можно более внимательной. Вступая в молитву, мы как бы вступаем в духовную битву; и тогда целая туча помыслов возникает в нас, окружает наш ум («как тучи мошек», по словам святителя Феофана Затворника). В сердце нашем на молитве пробуждаются страсти. Да, ни у кого из нас нет чистой молитвы. Чистая молитва – удел одних только Ангелов. Но мы должны стараться каждое слово молитвы осмыслить, откликнуться на него своим сердцем. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Когда ты стоишь в храме, то закрой глаза, чтобы ничто не развлекало тебя, и молись так; но если демон будет погружать тебя в дремоту, тогда смотри на свечу или на лампаду пред иконой и клади поклоны поясные и земные. Если на клиросе читают невнятно и непонятно тебе, тогда твори Иисусову молитву». Братия и сестры! Какие у молитвы враги? Это прежде всего – гордость. Гордый не может молиться. Гордый требует даров от Бога, как бы заслуженных им. Гордый старается сразу взойти на высокие духовные степени, совершенно не соответствующие его жизни. Гордый требует от молитвы чуда, ждет его и поэтому часто обманывается в своих гордых надеждах. Некоторые говорят о том, что они на молитве слышат какие-то голоса, исходящие от икон, видят своими глазами Спасителя. Братия и сестры! Это – обольщение от демона и наказание за гордость. В молитве человек должен искать лишь только одного – прощения своих грехов. Гордый же, молясь, считает, что он уже святой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) рассказывал об одном обольщенном, который решил при жизни, что его тело стало святыми мощами, и отрубил себе руку, для того, чтобы другие поклонялись ей как какой-то святыне. С кем бы он ни встречался, он говорил о том, что его рука положена в главный храм соседнего монастыря, что после каждой службы игумен с братией подходят к его руке, которая нетленна, и лобызают ее. Когда ему не верили, старались разубедить его или просто смеялись, он приходил в страшный гнев. Лицо его краснело, из уст исходили какие-то нечеловеческие звуки, вроде крика рассерженного гусака. Другое препятствие в молитве – уныние и отчаяние. Отчаяние – это потеря надежды на Бога; а молитва без надежды – это иудина молитва. Препятствием к молитве является памятозлобие – черный огонь, кипящий в нашем сердце. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если ты хочешь, чтобы Бог услышал тебя, то сначала от всей души помолись о врагах своих, а потом проси у Бога, что ты хочешь!» Препятствуют молитве наши неисповеданные грехи, которые стоят между нами и Богом как стена. Братия и сестры, у каждого из нас есть главный грех, есть любимый грех, в котором меньше всего мы хотим каяться, с которым меньше всего мы хотим расстаться. И вот этот грех подобен змею, который пьет кровь нашей души, делает нас бессильными. Поэтому перед молитвой мы должны рассмотреть, к какому греху больше всего привязана наша душа, и отсечь его от себя, отрубить голову змея, и тогда вместе с ним уйдут из нашей души и многие другие грехи. Враги молитвы – это небрежность и рассеянность. Если рассеянность и невнимательность в молитве происходит от сатанинских искушений, то мы должны стоять в молитве терпеливо. Св. Василий Великий говорит: «Если ты хочешь молиться внимательно, но еще по младенчеству воли своей не можешь, то стой, терпи в молитве, и Господь даст тебе за труд твой». Но если мы можем молиться внимательно, а молимся небрежно, то это не приближает, а отдаляет нас от Бога. В одном из псалмов сказано, что идолы имеют очи, но не видят, имеют уши, но не слышат (Пс. 113, 12–14). Часто и мы на молитве стоим подобно каменным истуканам, имеющим только человеческий вид, не слыша и не понимая, о чем же молимся. Св. Василий Великий говорит: «Когда ты встаешь на молитву, прежде всего поблагодари Бога за те благодеяния, которые Он даровал тебе в твоей жизни. Затем принеси покаяние в своих грехах. Только после этого проси у Бога того, что ты хочешь, а затем окончи свою молитву славословием Богу». Братия и сестры! Некоторые спрашивают: почему, если Господь Благ и Всемогущ, Он так долго не исполняет наших молитв? Но, во-первых, Господь не исполняет наших молитв, когда мы просим того, что неполезно нам. Затем Господь не исполняет наших молитв, если мы молимся не так как надо, – небрежно. Господь не исполняет наших молитв иногда ради того, чтобы удержать нас в молитве. Он знает наше себялюбие. Когда мы получим просимое от Него, то отойдем, как прокаженные, которые, получив исцеление, даже не оглянулись на Христа Спасителя (Лк. 17, 12–19). Итак, Господь медлит, чтобы приучить нас к молитве. Иногда же Господь не дает нам просимого потому, что еще не пришло время. А порой медлит для того, чтобы даровать нам Свои блага даже в большей мере, нежели мы просили, чтобы вознаградить нас за наше терпение. Братия и сестры! Св. Василий Великий завещал, чтобы христиане каждый день думали, что это – последний день их жизни. Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Для молитвы необходима память о смерти». Он пишет: «Некоторые говорят, что молитва выше, нежели память смерти. Я же воспеваю два существа в одном лице, то есть считаю молитву в памяти смертной – истинною молитвою». Еще я хотел сказать вам, что, по учению святых Отцов, в молитве ум наш должен быть чист и безвиден. Нельзя представлять в это время никаких картин, например, рая и ада, никаких образов. Надо молиться не представлениями, а словами. Если человек молится, представляя перед собой что-нибудь чувственное, то этот человек только лишь развивает и разгорячает свою фантазию. А святые Отцы говорят: «Диавол – это искусный живописец». Св. Игнатий (Брянчанинов) рассказывает о том, как однажды к нему пришел афонский монах. Святитель с радостью принял странствующего инока, желая узнать о его молитвенном подвиге. Расспросил и, к удивлению и ужасу своему, услышал, что когда тот молится, то представляет перед глазами своими Спасителя и Божию Матерь. Св. Игнатий решил предостеречь обольщенного: «Я советую тебе не останавливаться на ночь на втором этаже» – сказал он. Удивился монах этому и спросил: «Почему, Владыко?» Святитель ответил: «Вдруг тебе покажется, что Ангелы пришли за тобой и хотят понести тебя на Афон, ты упадешь со второго этажа и разобьешься». Монах сказал: «Да, действительно, у меня были такие помыслы, что Господь может в мгновение ока перенести меня на Афон!» Тогда Игнатий (Брянчанинов) попросил его: «Попробуй молиться, не представляя ничего перед собой, а только лишь зная и веря, что Бог слышит тебя, и расскажи мне, что из этого получится». И через некоторое время этот человек пришел к Святителю в смятении: «У меня была раньше такая горячая молитва, а теперь я как будто потерял Бога!» – говорил он. Но на самом деле не Бога он потерял, а потерял свои грезы, образы, рисуемые его фантазией, иными словами – освободился от страшного обольщения, которое легко могло привести его к гибели. Итак, братия и сестры! Когда молитесь, то ум ваш должен быть прост и, если можно так выразиться, – прозрачен. Помните: молитва – это, прежде всего, плач о грехах. Чтобы молитва была истинной, не прелестной, она должна быть исполнена чувством покаяния. Один из Отцов говорил: «Смирение – это тот мысленный Синай, на котором Господь является человеку!» Аминь.

О любви к врагам