A Manual on Asceticism for Modern Youth
А если обращения еще не было?
Если ты не можешь узнать в своей душе описанных здесь переживаний, не торопись смущаться. Во-первых, невозможно заранее описать чувства другого человека. Особенности обращения для каждого будут своими. Главное, что непременно должно появиться в результате обращения, - это стремление жить далее по-христиански, решимость к этому полная, безоговорочная, не допускающая компромиссов, не планирующая путей к отступлению. Таких моментов решимости в жизни может быть несколько, и все они каким-то образом подкрепляются от Бога предощущением Его милости. Во-вторых, может случиться и так, что этот момент для тебя еще впереди. Взросление ребенка, превращение его в зрелого человека - дело долгое, непростое и для всякого протекающее по-своему. И тело, и душа, и дух у каждого становятся зрелыми к какому-то своему особенному сроку, не у всех одновременно. Может быть, ты просто пока ходишь со старшими в церковь, и просто собственная лень и обычные дела и увлечения подростков мешают тебе там бывать и молиться. Может быть, опытом ты еще и не знаешь, что такое тяжелые, мучительные сомнения в вере, что такое искушения от окружающих, стремящихся прямо или незаметно убить твою веру. Все это еще впереди. А пока вера и молитва составляют просто какую-то часть твоей жизни, среди других ее частей (и вероятно, не первую): учебы в школе, занятий по дому, игр с товарищами. Но сознание того, что вера - это не рядовая, а самая главная часть жизни, быть может, еще тебе неизвестно. В таком случае твоя еще неиспытанная вера - заслуга не твоя, а старших. Но снова повторим: настал уже или близок момент, когда веру тебе придется как бы вновь обрести, чтобы она стала твоею личною. Иначе - послушай внимательно! - вера твоя умрет. И так очень часто случается в наше время.
Потерять веру - самое страшное
Здесь стоит задуматься, даже если ты еще не переживал своего личного обращения к Богу. Представь себе, что очень скоро, через год, а то и раньше (а может, такое уже было) окружающие люди осмеют, например, в твоем присутствии молитву и пост, хождение в церковь и загробную жизнь, церковные таинства и жития святых. Они сделают это остроумно, смешно, не злобно, как бы даже участливо, а потому вроде бы убедительно. Могут и без насмешки столь же деликатно внушить тебе, что есть у нас дела более важные, чем церковность. И внутри тебя заговорит чей-то неведомый голос: а ведь и правда, если такие умные, веселые и добрые взрослые люди (да и почти все вокруг, кроме немногих близких) не живут по-церковному, а только признают Бога, то зачем и мне утруждаться? Не проще ли жить как все. И вот, выслушав этот голос, юноша или девушка берется устраивать жизнь свою самостоятельно в общих заданных рамках. Но только оставлением молитвы и прекращением посещения храма дело не кончается. Скоро после такого решения ты станешь своевольным, упрямым, недовольным, капризным, жестоким, насмешливым, подчеркнуто холодным к чужому горю, в особенности к тому самому горю, которое причинит близким перемена твоего характера. И все доброе, чему тебя учила церковная жизнь, ты бросишь и забудешь в один миг. Не страшно ли тебе такое? На старших можно не обратить внимания, переживут, им не впервые. Но отрезать от своей души столько добрых впечатлений, потерять доверие очень немногих, но близких и достойных людей в обмен на расположение к тебе людей пустых или вовсе чуждых - стоит ли идти на это? Припомни, как случалось, молитва твоя, еще детская, была услышана. Припомни, как Господь помогал тебе, исполняя даже детские, вроде бы несерьезные прошения. Как светло было и на душе, и в храме! Ты ведь чувствовал, что Бог рядом и слышит тебя, что Он всегда поможет тебе в трудную минуту. А каково все это потерять! Помнишь сказку Андерсена про снежную королеву? Ведь она не только для детей написана. Это для тех взрослых, которым уже попал осколок дьявольского зеркала и в сердце, и в глаз, которые посидели в царстве льда, складывая из своих ледяных мыслей слово "вечность", - и конечно, не имели ни малейшего успеха в этом занятии. Но потом молитвенные слезы (сначала сестрины, материны, а потом и свои) растопили у них сердечную льдину, промыли глаза, и в одно мгновение слово "вечность" сложилось само собою. Вернувшись из ледяного дворца домой, они прочли в бабушкином Евангелии слова Христовы: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18,3). Вот таким-то детям хорошо и вовремя читать такие сказки. Они узнают самих себя. Но посмотри, какое это редкое счастье - обращение в самых ледяных чертогах мipa сего, ненавидящего Господа. Сколько юных сердец, окаменевши по безпечности, не оттаяли уже никогда! Найдется ли такая Герда, которая пойдет извлекать тебя из этой холодной мрачной глубины и у которой хватит слез растопить твое сердце! А даже если такая душа на свете найдется, будет ли толк от ее трудов и слез, которые ты будешь отвергать спокойно и жестоко? Не вы, а мы - видим этих матерей, все глаза проплакавших о своих детях. Видим и то, как эти дети постоянно швыряют в эти горячие сердца свои грязные льдышки. Приди когда-нибудь, если будет возможность, к часовне блаженной Ксении в Петербурге на Смоленском кладбище. Лучше в будний день и еще до открытия, пока нет ни шума, ни очереди у свечного ящика. Посмотри на людей, которых там застанешь. Наверняка ты встретишь там такую же Герду, борющуюся за чужую по духу и родную по крови душу. Сильна ее молитва, а у самой блаженной Ксении еще сильнее, но растопят ли они вместе этот айсберг в чьем-то сердце - не знаю... Как нетрудно сломать, испортить любую вещь - всегда проще, чем ее сделать. А осквернить, опоганить собственную душу - гораздо легче. Как же трудно потом восстановить ее! Если сказанное западет тебе на еще живое, теплое сердечко, то прошу тебя, помолись Господу и попроси, чтобы помог тебе сохранить его таким, чтобы сделал сердце твое еще и преданным, и любящим, чтобы даровал, укрепил, сохранил твою веру, чтобы поддержал ее Своею благодатью. Помолись просто своими словами, как уж получится, лишь бы искренне и горячо. Бог непременно услышит и ответит тебе в подходящее время. Каков будет этот ответ - знает пока только Он, а вскоре узнаешь и ты. И тогда все сказанное здесь станет тебе яснее и нагляднее.
Необходимые предостережения
Теперь необходимо сделать тебе целый ряд важных предупреждений, касательно любых духовных переживаний. Здесь прошу твоего особенного внимания, чтобы все сказанное в этой главе, будучи неправильно понято, не принесло бы тебе вреда вместо пользы. Свое обращение ко Господу необходимо закрепить говением, исповедью и причащением. Надеюсь, что подготовка к исповеди и причащению для тебя уже не новость, ты и сам знаешь, что нужно для этого делать. Но в этот раз все должно пройти с гораздо большим духовным подъемом, чем обычно. Эта исповедь и причащение будут как бы началом исполнения твоего обета верности, данного Господу. Имей в виду, что внутренний мip человека очень сложен. Духовное с душевным тесно связано, и мы не всегда можем разобраться в своих переживаниях и ощущениях: душевные они или духовные, от нас ли самих, от Бога или от бесов происходят. Помни, что диавол не дремлет, ищет твоей погибели. И фантазия у него очень богатая: и во сне и наяву может так закружить наше воображение, что мы и не отличим его картинок от благодатного видения. Чтобы этого не случилось, прими такие меры. Прежде всего, хорошенько запомни и затверди себе: даже если бы встретился ты лицом к лицу с Самим Господом, побеседовал с Ним, это вовсе не значит, что ты уже спасен и попадешь в рай. Ты ощутил Божественную благодать - помни, что практически все обратившиеся ко Христу принимали ее, а потом некоторые из них вновь отпадали от веры и церкви. Чем ты лучше других? Ничем. Ты в той же самой опасности вечной погибели, что и прежде, только видишь путь истины и имеешь надежду на спасение. Но все это еще не в твоих руках. Иногда благодать, вызывающую обращение ко Христу, именуют предваряющей в том смысле, что ею Бог лишь совне касается нашего сердца. Спасение же наше совершается лишь тогда, когда благодать станет нашим собственным достоянием, когда наша душа станет настолько чиста и светла, чтобы обладать ею. Но и живущая в такой чистой душе благодать не принуждает свободного произволения человека. Даже такой почти святой человек имеет возможность отпасть от благодати и навеки погибнуть. Пока живем на земле, никуда не исчезает опасность ада. Предваряющая благодать подается и вне Православной Церкви. И там случаются очень горячие обращения к вере во Христа. А вот что будет дальше? Ведь нужна правильная духовная жизнь, нужно очищение сердца от страстей. Это целая наука, правильно понимаемая и хранимая лишь в Православии. Если бы дело кончалось только обращением ко Христу, в рай никто бы и не попал. Диавол всячески старается прельстить обратившегося к Богу. Одним он внушает, что все уже сделано, спасение наше уже при нас, нужно только не сделать каких-то страшных преступлений и все будет хорошо. Таково прельщение многих протестантов. У других враг разжигает желание почаще повторять счастливые, восторженные чувства своего обращения. Люди так желают этих духовных восторгов, не очистив сердце от страстей, что пытаются вызывать их искусственно с помощью разгоряченного воображения. И диавол охотно рисует им всевозможные живописные картины, являясь регулярно в виде разных святых, Божией Матери или Самого Христа, беседует с доверившимися ему подолгу, ублажает их, подает им чисто душевные утешения вместо духовных. И человек, полагая себя близким другом Божиим, впадает в страшную гордость и самомнение. Православные Отцы такое состояние называют прелестью. Такова по большей части мистика католиков и некоторых из наиболее "духовных" протестантов. Что же касается нашего обращения, то первые переживания, скорее всего, от Бога. Врагу нет смысла способствовать нашему выходу из чисто плотских и душевных ощущений, ему незачем показывать нам духовный мip. Когда же по милости Божией и мы коснулись впервые предметов духовных, тут-то он и старается перехватить инициативу и всю духовную нашу жизнь подчинить себе. Это подобно тому, как до пришествия в мip Иисуса Христа не было сколько-нибудь заметных личностей, выдававших себя за Мессию. После же Его пришествия такие появляются чуть ли не каждый век, а в наши дни этих самозванцев живет и действует несколько человек одновременно. Одни называют себя христами, другие утешителями (ссылаясь на иного Утешителя - Духа Святого, о Котором предсказывал Христос), есть и такая дама, которая ощущает в себе две души: и Христа, и Богородицы. Эти личности даже внешность свою подделывают под узнаваемые на иконах изображения. На самом-то деле, если вдуматься, все это обилие лжехристов должно убеждать нормального человека в том, что единственно истинным из них мог быть только Первый - Иисус Христос, а все остальные - лишь диавольские, актерские подделки под Него. Вот и наши духовные ощущения первый раз были настоящими, но если мы будем невнимательны, горды, духовно-сластолюбивы, если не придем к глубокому покаянию, то рискуем оказаться в том или ином состоянии прелести, ложной духовности. Вот почему так важна после обращения подробная, прочувствованная исповедь и вовсе неуместны после него самоуспокоенность и кичение в сердце. Итак, осознав и запомнив, что благодатным посещением нельзя гордиться, ни в коем случае не ищи такого же переживания вторично, не проси об этом Господа в молитве. Если действительно благодать посетила тебя, то верный признак этого - ощущение собственной нечистоты, отвратительной, мерзкой, совершенно чуждой тому свету, благу и теплу, которые пришли к душе совне. Возникает и спасительный страх за свою вечную участь. Это признаки добрые. Но о них нельзя позабыть, оставляя в памяти лишь утешение. Духовная радость, подаваемая нам Христом в момент обращения, не есть Его главная цель. Ему важно пробудить нашу совесть, чтобы мы стали на Его сторону своим произволением и дальше стремились бы идти к Нему. Не ищи же "хорошего настроения", а добивайся именно поворота произволения. "Хорошее настроение" без очищения души бесы создадут тебе запросто, только бы ты не думал о покаянии и воображал себя духовным. Между тем покаяние и благодушное терпение в этой жизни скорбей как наказаний за грехи, - вот что необходимо душам нашим больше чем всякие утешения, в том числе духовные. Для утешений нам отведена целая вечность, а для скорбей лишь краткое земное странствие. Во избежание тонкого и незаметного надмения, не спеши рассказывать о своих духовных ощущениях никому, даже самому близкому человеку. Духовнику же следует рассказать о самом факте обращения и, конечно, ответить на его вопросы. Есть такие тайники духа, куда кроме Бога никого пускать не нужно. Храни воспоминание своего обращения всю жизнь, как невеста во все время разлуки с женихом хранит его портрет в самом сокровенном месте. Никогда не забывай, к чему обязывает нас такое Божественное посещение. Став старше. Бог даст, прочтешь книги православных Отцов-мистиков: Григория Богослова, Макария Египетского, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Григория Паламы. Сравнив их писания со своим духовным опытом, ты узнаешь в себе лишь малую часть того, что пережили они. Их опыт духовных откровений и созерцаний неизмеримо богаче нашего с тобою. И все они предупредят тебя об опасностях диавольского обмана и прельщения, все дружно будут говорить о необходимости покаяния и очищения сердца.
Самоощущение христианина
Итак, мы вплотную подошли с тобою к тому моменту, откуда обычно начинают святые Отцы свои аскетические наставления. Все они обращаются к человеку, которого уже не нужно убеждать в необходимости особых усилий для достижения Царства Небесного, или, как их обычно называют, аскетических подвигов. Такой человек, получив первое опытное познание будущих вечных благ, и самого себя воспринимает уже по-новому. Иными словами, у обратившегося к Богу возникает самоощущение христианина. Если бы тебя спросили раньше: ты кто? - ты ответил бы: я ученик, или сын таких-то родителей, или, положим, русский человек, или болельщик такой-то футбольной команды. Человек отвечает на такой вопрос всегда в зависимости от того, чем сам он выделяет свою личность среди других людей. И вот настает для тебя такой момент, когда хотя бы самому себе на такой вопрос ты ответишь не задумываясь: я - христианин! И от всего сердца повторишь слова церковных песнопений: Христос моя сила, Бог и Господь! Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование. Вся жизнь, вся надежда моей души - в Нем одном. Потом уже на второй вопрос: а еще кто ты? - ты скажешь свое имя, назовешь своих родителей, национальность и так далее. Но первое и главное: я - христианин! -будет всегда низмеримо выше всего. Какое подлинно великое и славное имя! В скольких житиях мучеников оно звучит в устах страдальцев как победная песнь и горячее исповедание. Скажи от всего сердца: я - христианин, и вот Сам Христос близ тебя со Своей всемогущею помощью. Во Христа крестившись, мы во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Оживают и для меня эти странные на первый взгляд слова Апостола: Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор. 13, 5). Я - христианин! Уже не диаволу принадлежу, не мiру, во зле лежащему. Христос умер и за меня. И меня Он призвал к участию в Воскресении Своем. Но пока я разлучен с Ним. Он посетил, призвал меня к Себе, но между мною и Им стена моих грехов, моя падшая природа, все скопище моих греховных страстей. Я еще по эту сторону всеобщей человеческой смерти, но уже имею в себе залог будущей вечной жизни. Ведь я - христианин! Доселе я даже не знал, кто я, зачем живу, зачем мне даны сознание, разум, сердце, что ожидает меня после краткой земной жизни. Эти вопросы прежде и не возникали во мне. Жизнь для меня пестрела лишь игрушечными блестками мелких удовольствий, и очень скоро они должны были превратиться в пустоту, тоску, безотрадность. Этого не произошло, ведь я - христианин! И пусть многие люди не поймут меня, не имея того сокровища, которое дано мне теперь. Они столь же несчастны, как и я был несчастлив еще совсем недавно. Жаль, что они этого не видят, но пусть даже они ожесточатся против меня, как восстали и против Господа моего, - они никогда не смогут отобрать у меня сокровища, дарованного мне Спасителем моим. Ведь теперь я - христианин. Как приблизиться к Нему, как сделать душу свою способною воспринимать Его чудный свет и не опаляться им? Конечно, большую часть этого дела совершит Его благодать, но что требуется от нас? Об этом и пойдет речь дальше. Теперь же важно, что поворот нашей жизни обозначился, мы знаем цель своей жизни и в ней черпаем себе силы и утешение. ...Как же все-таки хорошо, что теперь и ты - христианин!
Глава 4. Mip и удаление христианина от него
В час обращения ко Христу ты увидел свою душу, освещенную Его светом, и ужаснулся, как она грязна и как нуждается в очищении. В ней оказалось такое множество греховных, гадких или просто лишних, сорных мыслей, чувств, желаний. И все они подлежат удалению. До обращения душа наша не представляла для нас интереса, а потому превратилась в проходной двор для демонов. Мы в ней сами не были хозяевами, а только пользовались ею. И самой душе хотелось стать на положенное ей место: подчиняться духу и властвовать над телом. Но дух не мог ею командовать, а тело не желало ей повиноваться. Теперь же правильный естественный порядок может начать восстанавливаться. Христос хочет превратить тебя в Своего раба, сына и друга. Первый шаг на этом пути Он уже сделал, начав с самого святилища духа твоего. Он приоткрыл тебе Свою милость, возбудил совесть, даровал тебе самосознание христианина и решимость быть им. Теперь дух твой уже с христианской точки зрения смотрит на душу и тело и видит их полное расстройство и болезненность. Вся душа, как некая сплошная гнойная рана, на которой почти нет живого места, принесена теперь в лечебницу Христову на исцеление. И коль скоро речь зашла о лечебнице, то первое ее свойство и требование к ней - чистота. Так и душа никогда не станет внутренне чистою, если прежде не очистить все внешние входы ее, если не перекрыть сначала все внешние питательные источники, из которых питаются мучащие душу греховные страсти. Больному телу часто прописывается диета. Больной душе она еще более необходима. Душа и тело могут быть исцелены только при условии всестороннего воздержания, прежде всего - удалением себя от греховных соблазнов и мipcкoгo образа жизни.
Аскетическое понятие мiра
Что такое "мip" в святоотеческом понимании? Это слово следует отличать от слова "мир", означающего дружбу, согласие, отсутствие вражды. В дореволюционной орфографии эти слова, как видишь, даже пишутся по-разному, хотя произносятся одинаково. Но и само слово "мip", отличаясь от "мира", имеет не одно значение. Оно означает всю тварь, созданную Богом и оскверненную грехом человека. Оно же означает и человеческое общество в совокупности. Оно же означает общество людей, не являющихся христианами и окружающих Христову Церковь. Кроме того, оно же означает и совокупность понятий, интересов и правил жизни, господствующих в обществе безбожном и проникающих в душу христианина. От мipa в последнем понимании этого слова нам и должно удаляться. Обратим внимание, что одно и то же слово взято для обозначения двух понятий: и всего сообщества людей и всего собрания страстей. Случайно ли это? Нет, ибо на протяжении всей истории человечества большинство в обществе служило не Богу, а своим греховным намерениям и страстям, возведенным в правила жизни и противопоставленным Божиим заповедям. Верные же Господу почти всегда оказывались в меньшинстве и собственно к ним применялось выражение: люди не от мipa сего (Ин. 8, 23 и 18, 36). Исключение составляют, впрочем, времена, когда православная вера была господствующей в государстве и обществе. Тогда целые народы стали христианскими, а общественные нравы глубоко пропитались христианскими началами. И это, конечно, были благословенные времена, принесшие в небесную Церковь великое множество спасенных душ. Но и тогда истинно верные Христу, служившие Ему от всего сердца, отмечали в своих согражданах холодность и лицемерие, объясняемые господством в них мipскoгo противобожного духа. Именно в те времена многие истинные рабы Божии удалились от мipa в пустыни и горы, в поисках подлинного, не возмущаемого соблазнами служения Господу. Можно и иначе пояснить, почему одно и то же слово обозначает и общество людей и совокупность страстей. У людей мiрских и интересы в мipe сем, они касаются лишь предметов земных, временных, преходящих. У христиан же главная цель и смысл существования не в этом мipe, не на земле, а за его пределами - в вечности, почему они и именуются не от мipa сего. Каким бы ни был мiр во времена христианского царства, но нам важнее (и гораздо проще) понять, каков он теперь. Mip тогдашний был сложен, непостоянен, изменчив в своем отношении ко Христу. А ныне уже нет места оценкам половинчатым: мip сей Богу прямо враждебен. Будучи когда-то воспитан на христианских понятиях о смирении, милосердии, честности, безкорыстии, благородстве (или, по меньшей мере, испытав глубокое влияние сих начал), он в целом добровольно отказался от них, а прежде, конечно, отрекся от Самого Того, Кто принес в языческий погибающий мip эти высокие благородные начала. Нынешний мip враждебен Христу уже не по неведению, а по сознательному отказу, отступлению от Него. Само собою понятно, что такой отказ еще хуже, чем древнее дохристианское незнание и заблуждение. Особо следует сказать о нынешнем духовном состоянии нашего отечества. О, если бы ты мог себе представить, насколько оно в самом деле ужасно! Православный русский народ практически полностью перемолот в долголетней большевицкой мясорубке. Остатки его, сохранившие еще православное сознание, вымирают как в России, так и за границею, зачастую не успев преемственно передать свою традицию, свой духовный опыт нынешнему поколению. Обращающиеся ко Христу в наше время русские люди вынуждены преодолевать крепко вбитое в умы и сердца наследие советчины и, кроме того, активно навязываемые ныне народу гуманистические идеи Запада. Поэтому возвращение к православным истокам удается лишь немногим и с большим трудом, если удается вообще. Mip, враждебный Христу, технически переоснастился, вооружился такими средствами воздействия на общественное сознание, которых наши предки не знали. И если тогда им было трудно противостоять мiрскому духу, то что же теперь! Главным средством, формирующим сознание людей, воспитывающим не только ум, но и сердце, стало телевидение и радио. Ими владеют крупнейшие банкиры, которые на разграблении нашей страны сделали себе фантастически огромные состояния. Христа лично и Православие в особенности они ненавидят по своей старой национально-религиозной традиции. Чему они смогут нас научить? Вдобавок они не вполне самостоятельны, а связаны со своими международными коллегами, которые финансировали большевиков в революцию, которые сделали все для уничтожения нашей Церкви и Родины. Теперь же, когда наша страна проиграла долголетнее противостояние Западу - экономическое, военное, идеологическое - мы попали под колониальную зависимость от этих самых финансовых хозяев мipa. Кроме старой иудейской ненависти ко Христу и Его последователям, они руководствуются в своей политике огромным экономическим интересом к нашей стране. Население России (благодаря революциям, репрессиям да коллективизациям) к настоящему времени равно населению Японии. Огромная богатая земля, на которой живем мы с тобою и фактом своего существования мешаем им пользоваться этими богатствами в полной мере. Поэтому, естественно, в их планах будущего мipoвого порядка нет места русскому народу. Он должен быть уничтожен. Тихо и эффективно это можно сделать при помощи телевидения, насаждающего массовый разврат, а также при помощи искусственно созданных социально-экономических трудностей: безработицы, бедности, преступности, наркомании, пьянства и т. п. Уничтожение нашего народа, как этнической и духовной единицы, ведется совершенно сознательно. Ни одно нормальное правительство не допускает у себя в стране такого попустительства наркомании, алкоголизму, порнографии, абортам, "планированию семьи" в сторону ее сокращения. У нас это все делается, потому что мы страна не свободная, а проигравшая войну и планомерно очищаемая от коренного населения. Так поступают только с побежденными государствами и народами. К примеру, в Америке правительством вот уже несколько лет проводится в школах работа по воспитанию у юношества половой воздержанности, проповедуется единобрачие, осуждаются аборты и извращения. На эти цели государство тратит весьма солидные деньги. Уровень религиозности американских школьников по недавним опросам оказался неожиданно высоким. Ведь и в школах у них преподается не только атеистический, но и христианский взгляд на мip и человека. Так поступает разумное правительство самостоятельной страны, но поступает так - у себя дома. К нам, как видишь, мерки совсем другие. Все это отступление от темы сказано тебе вовсе не для зависти или ненависти. За американских школьников, имеющих возможность в школе научиться хотя бы неполной и искаженной вере во Христа, можно только порадоваться. Но при этом нужно верно и глубоко осознать, кто, зачем и как формирует общественное сознание в нашей стране, чтобы всеми силами сопротивляться этому ядовитому мipcкомy влиянию. Что могут нынешние оппозиционные, патриотические голоса противопоставить телевизионной монополии банкиров на умы и сердца? Чтобы получить голос в нынешнем российском информационном поле, нужно каким-то образом "вписаться" в рамки, заданные хозяевами этого поля. Поэтому всей правды и от оппозиции практически не слышно. Увы, и патриоты большей частью рассуждают в понятиях мipa сего, ищут только земного блага для своего отечества. Да и всегда ли для него, а не для самих себя? Наконец, в наши дни иные церковные деятели направляют свои усилия на дружбу и сотрудничество с сильными мipa сего, на тесные экономические связи с ними, а вовсе не на проповедь какой-либо "неотмiрности" для своих чад. Все это привело к тому, что православный христианин, ищущий Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33), стал редкостью не только в обществе, но даже в православном храме. Между тем единственно возможное, физически доступное средство выхода из такого положения состояло бы в уничтожении развратного информационно-идеологического влияния в нашей стране. Патриоты оказались не в силах захватить останкинскую башню, и многие сложили головы под ее стенами осенью 1993 года. Но мы в силах уничтожить останкинский филиал в своей квартире - выключить собственный телевизор. И поверь, что если бы это сделало большинство русских людей, если бы они не пошли в пивные, на дискотеки, в публичные дома, в секты и другие непотребные места, если бы пожалели отдавать свои копейки на развратные видеокассеты и на газеты тех же банкиров - вот тогда наша страна жила бы совсем по-другому. Вся власть духовных поработителей стоит только на нашей греховной привязанности к мipy сему. А пока для христианина первая задача на его тесном пути - суметь не поддаться общему лицемерию, плотскому мудрованию и поиску благ земных, жить не так, как живет большинство. Христианин современный неизбежно будет ощущать трагическое одиночество в мipe сем, иногда скрашиваемое лишь немногими единомышленниками, также избегающими мipского духа.
Библейское наставление об уклонении от мiра (Ветхий Завет)
Что же заповедуют нам Священное Писание, святые Отцы, здравый смысл и собственный опыт? Вот первая благодать посетила и нас, мы обещались Христу, вверились Ему, хотим идти за Ним и сохранить Его дар. Следует прислушаться, сколь много говорят и Сам Спаситель, и Его пророки, и апостолы о необходимости удаления от мipскиx безбожных обычаев и сообществ, причем поставляют они это главною необходимостью. В первой же книге Библии мы читаем, что как только возникло общество людей, появилась и необходимость его разделения. Первый братоубийца Каин был изгнан с сестрой-женою и положил начало особому нечестивому народу, потомки которого именуются сынами человеческими. Остальные же потомки Адамовы, именуемые сынами Божиими, не отпадали в такое нечестие и жили обособленно. Так продолжалось около тысячи лет, во всяком случае до смерти самого Адама. Потом Бытописатель прямо говорит, отчего произошло всеобщее развращение в роде людском: оттого, что сыны Божии переженились на дочерях человеческих, позабыв свою обособленность. В этих браках рождались исполины, которые в отличие от чахлых потомков трясущегося Каина имели здоровье, телесные и душевные силы сынов Божиих, а направили эти силы и способности на нечестивые дела сынов человеческих. Эти страшные человеческие "гибриды" наполнили землю такими злодействами и беззакониями, что Богу ничего не оставалось, кроме как истребить их потопом. При этом Бог избрал, отделил от этого нечестивого мipa праведного Ноя и семью его, которых спас в ковчеге и от которых произвел новый род человеков. Благочестие Ноя иссякло в нескольких поколениях его потомков, и если бы они совместно затеяли какое-нибудь общее дело, то, зная их природу, можно заранее предположить, что оно было бы направлено не на добро. Так и получилось. Деянием всего человечества стала Вавилонская башня - памятник собственной гордости и безбожию. И опять Господь разводит людей в разные стороны, чтобы живущие еще более-менее благочестиво могли сохранить свои добрые нравы, не перенимая злых. Ведь арифметика человеческого греха немного необычна: добрый пример + злой пример = совместное злодейство. Среднее между добрым и злым воспитанием не есть полудобро, а именно зло, если не сказать двойное зло. Поэтому постоянным делом Бога-Промыслителя во всю историю Ветхого Завета стало отделять праведников от нечестивых, которых всегда оказывалось больше. Ибо человеческая природа поражена грехом, ей проще и удобнее всегда выбирать зло. Всяк помышляет в сердце своем на злая во вся дни (Быт. 6, 5 и 8, 21). Эти слова Бог повторяет дважды: до и после потопа во объяснение Своих промыслительных действий. Среди нечестивого большинства Бог избирает праведного Авраама и велит ему выйти из своего отечества. Он не повелевает праведнику бороться с нечестивыми, убивать их, но велит просто жить отдельно. Так Он поступает и с Лотом, изводя его из развратного Содома, который наказывает огненным дождем. Так поступает Бог и далее, предпочитая Исаака Измаилу, а Иакова Исаву. Так заботится Он об избранном племени, в котором еще хранится ведение Единого Бога, выводя это племя из сообщества нечестивых: сначала из Халдеи в Палестину, затем оттуда в Египет и обратно. Все эти перемещения имели лишь одну цель: поселить этот народ более-менее независимо и обособленно, чтобы не перенимал он мерзкие идолослужения и нравы окружающих племен. Выведя израильтян из Египта, Господь очистил этот народ сорокалетним блужданием в пустыне. Он не хотел, чтобы люди, развращенные психологией сытого египетского рабства, донесли свои нравы до земли обетованной и передали их потомству. И действительно, эти ропотники, хулители Божией воли вымерли за годы блужданий. В самой Палестине многократно повелевал Господь Своим избранным жить отдельно, даже попускал им истребить множество язычников. Общение с язычниками всегда очень быстро приводило израильтян к забвению Бога и отпадению в идолослужение и потому было большим злом в сравнении даже с жестокостями войны. Израиль же постоянно противился в этом Богу, постоянно изменял Ему и отпадал в идолопоклонство, перенимая и прочие отвратительные нравы язычников. Вновь отделяет Господь два относительно еще благочестивых колена, создавая им Иудейское царство, отделенное от прочего Израиля, чтоб хотя бы в этом малом царстве сохранить остатки верных. Когда и это не помогает, согрешивший народ попадает в тяжкий плен вавилонский. Господь и там повторяет нечто подобное "пустынному очищению" от скверн египетских. За семьдесят лет в этом плену вымирают духовные блудодеи, а остальным предоставляется возможность вернуться на свою родину и отстроить храм. На этот трудный путь встают не все, а лишь лучшие, остальные же предпочитают сытную спокойную жизнь Божиему избранию. Таким образом. Господь совершает очередное разделительное действие. Мы еще не вспомнили о том, что за все время этой истории Бог постоянно избирает из народа Своего пророков, возвещающих волю Его, и им также заповедует совершенно отдельный образ жизни. Видишь ли теперь смысл этого длительного процесса, который принято именовать библейской или священной историей? Постоянный выбор, затем выбор из выбранного, постоянное отделение благочестивых (или хотя бы не безнадежно развратных) от всех остальных - безнадежных в духовном плане людей. Главный же итог всего этого многократного ветхозаветного выбора - Преблагословенная Дева, от Которой воплощается Спаситель, и те ученики, которых Он избирает и соделывает основанием Своей новой Церкви, нового избранного народа Своего. Кто поверил их проповеди о смерти и Воскресении Иисуса Христа, тот получает Божие избрание, остальным же израильтянам выносится приговор отвержения: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Мы скажем чуть ниже, что заповедуют нам Христос и апостолы относительно мipa, окружающего Церковь, а пока закончим ветхозаветные свидетельства на эту тему, но уже не из исторических книг, а из нравоучительных. Помнишь ли, с чего начинается Псалтирь, первый стих первого псалма? Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Это первая строка, начало начал всякой добродетели. С чего начинается Книга Притчей Соломоновых? После краткого введения мы читаем в первой же главе: Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины... жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", - сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови (Притч. 1,10-16). Не слишком уж сложное наставление, но оно идет самым первым. Если юноша не смог преодолеть такое искушение со стороны нечестивых людей, всю прочую премудрость в него не вложить и никакой добродетели его не обучить. Конченый будет человек! И не стоит думать, что это наставление не имеет прямого отношения к нам с тобою. Против какого праведника замышляют засаду и убийство человеки мiра сего? Не против ли Того Самого, Который совсем недавно посетил твою душу? По их прихотям Ему не должно более жить в душе твоей. Там они и уготовляют Ему убийство. Пусть, решили они, живет где-нибудь, только не в твоей душе. Это не образное сравнение, это сущая правда, ужасная правда о нашей духовной жизни! Сын мой! не соглашайся! С чего начинается Книга Екклесиаста? Опять же с размышлений о суете мiрской, о пустоте всех земных дел человеческих, о том, что в них нет ничего вечного и постоянного, а потому достойного того, чтобы посвятить им свою душу и сердце. И кончается она так: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом - всё для человека, ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо (Еккл. 12, 13).