«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

За грех, выделенный как нечто внешнее от человеческой души, приносится столь же внешний выкуп. Еще точнее — выкупгрех превращается в событие, внешнее для души. В таком случае, по поводу греха могут совершаться любые расчеты как с Богом-Отцом, так и со стороны человека с Иисусом Христом. Уплата за грех может быть делами, деньгами... ибо и человеку нужно выкупить себя перед Господом. В противном случае не миновать возмездия.

Страх перед возмездием и необходимость оправдать себя праведными делами движет и многими из нас в Православной Церкви. В результате дело спасения души от греха превращается в дело искупления или выкупа за соделанный ею грех. Труд и внимание обращаются не к чистоте души, не к добродетелям, не к благодати Духа Святого, от Которого жизнь, а к избеганию возмездия и к избавлению от соделанных грехов. Православный человек весь обращается к восстановлению добродетелей и исполнению Заповедей и правил Церкви, а наш окатоличенный мирянин, боясь не спастись, занят отыскиванием новых и новых грехов, чтобы все записать и принести на исповедь. Затем, по исповедании, вновь заняться грехами же, выискивая те, что еще не обнаружены, фиксируя те, что вновь повторяются, и проводя ревизию в тех, которые, возможно, не до конца исповеданы. При этом особенным успехом будут пользоваться книжки с перечислением как можно большего числа грехов — сто, двести и даже тысяча с лишним. От одних грехов к следующим. Так и течет его жизнь в Церкви: без всякой радости и без любви к ближним. Получается, у католически настроенных людей жизнь безрадостная, у протестантски настроенных — радость беспечная и чувственная. Где же радость настоящая?

Только в Православии возможно узнать истинную радость — радость благодатного прикосновения Божия. Но и она открывается лишь по исполнении немалых, тяжких, порой многолетних трудов по приближению характера своей жизни к Богу, к Его Заповедям, к Его заветам.

В основе этой жизни, обращенной к Нему, лежат живые отношения с Богом. Эти отношения в нас подвигаются Святым Духом, Его божественною благодатью и мы, живые, по благодати, входим уже от собственного произволения в отношения с Ним, Господом. Мы ищем спасения от греха, потому что несносно нам его зловоние; от проклятия, потому что не в силах сами побороть лежащую на нас власть и силу страсти, которая настигает нас изнутри и роняет нас, низвергая в ад падшей жизни; от смерти, потому что не хотим, не можем переносить мрак, холод и запустение всякий раз, когда грехом, нами содеянным, душа теряет благодатное присутствие Бога, Его свет, Его тепло, и через то теряет способность любить, милосердствовать, терпеть, жить в мире и многое благое, что и составляет для нее действительно жизнь.

Мы входим в отношения с Господом, Который тогда, две тысячи лет назад, как Бог, пребывая вне времени и потому заключая в Себе все времена, принял в человеческое Свое естество каждого из нас по естеству и, как человек, невинный и безгрешный, страдал за наши грехи и умер. В смерти Своей явил торжество послушания и смирения. В Его Богочеловеческом смирении грех нашел свою смерть. И содрогнулась и потряслась вселенная от совершившегося. И далее как Бог, спасая нас из греха, проклятия и смерти, воскрес, воздвигая нас в новую жизнь, в нового человека.

Как Человек — тогда, как Бог — сейчас, содержа в Себе в "тогда" мое теперешнее, мое "сейчас", не "искупал", как говорят католики, а спасал и спасает меня, извлекая из тленного человека. Его земная жизнь сейчас проникает в мою земную жизнь, совершая мое спасение в каждой Божественной Литургии, в каждом Таинстве моего вхождения в Его милосердующую любовь, в каждой исповеди, в каждом Причастии.

Сейчас, в настоящем времени, православный человек, обретаясь в своей любви к Богу, ищет последовать Ему, смирением в болезни соразделяя Его страдания и стяжая тем самым благодатное участие Бога. Господь, приемля любовь человеческую, попускает ему болезни и скорби, одновременно любовью Cвоею благодатно утешая его во внутреннем человеке.