«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О фотографировании в паломничестве

— Не грех ли фотографировать на Святой Земле?

— Когда фотографируешь, невольно внимание отходит совсем на другое, т.е. ты уже не с Богом и не в молитве. Сохранять внимание в молитве во время фотографирования — это, наверное, способны делать лишь подвижники. Но мы-то с вами — вряд ли таковы. В процессе фотографирования, фиксируясь на внешних предметах, мы вполне можем забыть ту цель, с которой ехали сюда, в Святую Землю.

Поэтому ради Святых Мест и благодатного опыта встречи с ними, надо точно определить то время, и те обстоятельства, когда я не касаюсь фотоаппарата. В такие моменты не думать о фотографировании, сосредоточившись на святыне, которой необходимо оказать подобающую честь.

О молитве за врагов

— В Евангелии говорится: "Молитесь за врагов ваших". Насколько мы в силах это делать? Правда ли, что молящийся человек получает удар бесовский или берет на себя эти искушения, или все искушения идут по силам молящегося?

— В своих посланиях Апостол Павел неоднократно просит: "Молитесь за меня". Апостол просит воцерковленных им мирян молиться за него. Человек, водимый Духом Святым, — и вдруг такая просьба. То есть молитва за других — это необходимость. Более того, Апостол Петр говорит: "Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (1 Пет. 5, 16). Церковь жива единодушием молитвы друг за друга. Молитва должна быть искренней, сердечной, простой.

В молитве не должно быть лукавства, корысти. В молитве не должно быть такого страха: "Я сейчас помолюсь, и все бесы с него на меня слетятся, или же все его болезни моих врагов моими станут".

Правда, иногда от церковных людей можно слышать такое предостережение. Опыт церковный показывает, что не каждому и не за всякого человека стоит молиться. Молящийся действительно раздражает бесов. Везде, где начинается настоящая церковная жизнь, там начинаются искушения, а это признак активизации демонических сил. Бывает, что человек ходит в церковь, молится, исповедуется и причащается, но по нраву далеко отлежит от Христа, и там бесы особенно не волнуются, не тревожатся. "Пусть себе молится, — говорят они,— все равно он наш". Ведь "люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Мк, 7, 6), — говорил о таких Господь.

Там, где начинается работа над нравом, там непременно будут искушения. Более того, Господь попускает искушения для того, чтобы человек упражнялся ими к стоянию в благодати Божией, к стоянию в смирении, коим обретается благодать. Это упражнение смирения совершается именно искушениями и скорбями. Поэтому скорби и искушения, попускаемые Богом, есть признак близости Божией, есть особая сугубая Любовь Божия к человеку. Но естественно, что Господь всегда как Премудрый Учитель точно вымеряет и знает меру этих искушений и скорбей. Поэтому никогда не сомневайтесь в том, что искушения подаются по вашим силам. Не впадайте от этих мыслей вдруг в смятение, смущение или же страх, или же болезнь какую-то, или же суеверные переживания. Уповайте на Бога с верою и истиною, и будете не постыжены. Какие бы искушения, или какие бы скорби на вас ни свалились, помните, что они свалились учительным попущением Божиим, а вовсе не самопроизволом якобы перепрыгивающих от кого-то на вас бесов.