«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

— Да, к сожалению, такое встречается. В процессе воцерковления у человека могут сформироваться, мягко выражаясь, не совсем Евангельские представления о Боге: Бог карающий, наказывающий, ищущий — «за что же погубить грешника?..» Это может быть связано с личностными особенностями, семейными традициями, иногда со слишком доминантным пастырским руководством.

Мне иногда приходится оказывать помощь химически зависимым людям. Но сегодня приходится встречаться с еще одной формой личностной деформации — религиозной зависимостью. Религиозная зависимость не имеет ничего общего с подлинной верой во Христа. Ее отличает устойчивая потребность переложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильного наставника, учителя или старца для того, чтобы избежать этой ответственности. Наставник или старец должен установить регламент взаимоотношений с Богом: что читать, что есть, сколько спать. Иногда религиозная зависимость может скрываться за вполне правильными формулировками: «отсечь свою волю», «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». Однако «принести что-то в жертву» или «отсечь» можно только то, что имеешь.

Вряд ли человек без воли и без уверенности в собственной ценности способен на какой-либо значимый поступок подобного рода. Он непрестанно ищет: кто бы за него "дал совет", кто бы порешал за него непростые задачки, которые ставит жизнь. В наши дни нередко религиозная зависимость становится одним из способов бегства от тревоги, ответственности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы.

Что касается замкнутости. Нередко под «желанием вести более замкнутый образ жизни» в монашестве нередко может скрываться глубинная рана души: неумение строить доверительные и искренние отношения, разочарование в людях... Но в монашество нельзя уходить от разочарования! Монашество вмещает в себя всю гамму самых чистых человеческих чувств — от искреннего покаяния и сокрушения о грехах до ликования о Господе и благодарности за все, прежде всего за людей, посланных Им в качестве спутников на жизненном пути.

Задача пастыря — увидеть подлинную глубину человеческой личности. Но для этого нужно быть бережным садовником, реставратором, стремящимся восстановить разрушенное прекрасное творение Божие.

— О. Евмений, подобная религиозность производит не слишком отрадное впечатление на окружающих, но чем это чревато для самого человека?

— Мне кажется, что при такой воцерковленности человек мотивирован "от...", а не "к...". Он ищет бегства от греха, дьявола, антихриста, а не движения ко Христу и Его Царству. В непохожих на себя собратьях такой человек склонен видеть тайных или явных врагов Православия, с которыми нужно бороться, а не спутников на пути ко Христу, которые и ценны своей неодинаковостью и непохожестью.