«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Что касается замкнутости. Нередко под «желанием вести более замкнутый образ жизни» в монашестве нередко может скрываться глубинная рана души: неумение строить доверительные и искренние отношения, разочарование в людях... Но в монашество нельзя уходить от разочарования! Монашество вмещает в себя всю гамму самых чистых человеческих чувств — от искреннего покаяния и сокрушения о грехах до ликования о Господе и благодарности за все, прежде всего за людей, посланных Им в качестве спутников на жизненном пути.

Задача пастыря — увидеть подлинную глубину человеческой личности. Но для этого нужно быть бережным садовником, реставратором, стремящимся восстановить разрушенное прекрасное творение Божие.

— О. Евмений, подобная религиозность производит не слишком отрадное впечатление на окружающих, но чем это чревато для самого человека?

— Мне кажется, что при такой воцерковленности человек мотивирован "от...", а не "к...". Он ищет бегства от греха, дьявола, антихриста, а не движения ко Христу и Его Царству. В непохожих на себя собратьях такой человек склонен видеть тайных или явных врагов Православия, с которыми нужно бороться, а не спутников на пути ко Христу, которые и ценны своей неодинаковостью и непохожестью.

В религиозной жизни такой человек ищет возможность загнать себя в тесные рамки формальной, т.е. опирающейся на форму, религиозности, вместо того, чтобы по Апостолу Павлу, обрести свободу во Христе. Известен замечательный принцип блаженного Августина: "Люби Бога и делай все, что хочешь". Это, как мне кажется, означает, что для христианина самой главной ценностью в жизни является Господь, жизнь — это путь к Нему, а все, что мешает на пути, — ограничивает человеческую свободу. А эту свободу может ограничивать только грех.

Одним из самых интересных упражнений, которые я предлагаю выполнить подобным религиозным людям, производящим, по Вашим словам, «не слишком отрадное впечатление», состоит в следующем. Каждый день в течение месяца записывать в отдельную тетрадку не менее пятидесяти пунктов на тему: «За что сегодня я благодарен Богу, людям, себе». Иногда сначала бывает очень трудно. Люди ищут очень глобальные вещи... Но затем начинаешь замечать детали: чистый воздух, утреннюю росу, улыбку ребенка, маленькую бесплатную услугу со стороны незнакомого человека, внутреннюю тишину мыслей и чувств, радость внутренней наполненности после прочтения молитвенного правила, неожиданный подарок, телефонный звонок давнего знакомого в минуту, когда очень нуждаешься в поддержке...

Придя на Землю, Господь освободил человека от неудобоисполнимых требований обрядового закона, провозгласив: «Милости хочу, а не жертвы» (Матф. 9,13). К сожалению, сегодня мы наблюдаем обратное: возрождение огромного количества внешних атрибутов христианства при том, что смысловая сторона возрождения, движение к познанию Его воли через Слово Его, остается в запустении.